Пьер Бурдье (01.08.1930–23.01.2002) – основатель новой
социологической школы во Франции, самый известный за пределами своей страны
французский социолог, создатель теории социального поля и теории габитуса.
Французы говорят, что гении родятся в провинции и умирают в Париже. Биография П.
Бурдье в этом смысле была классической. Учился он в По, работал сперва в
Алжире, потом в провинциальном Лилле. В Париж переехал в 1964 году, а в 1981
году занял кафедру социологии в Коллеж де Франс. В 1993 году он получил золотую
медаль Национального центра научных исследований. Это высшая награда, какой
может удостоиться ученый во Франции. Пьер Бурдье был первым (и пока
единственным) социологом, получившим эту награду. Этим, пожалуй, завершилась
его формальная карьера, и после этого он все больше занимается общественными
инициативами.
В своих исследованиях П. Бурдье сочетает подходы из
области многих гуманитарных дисциплин (антропологии, истории, лингвистики, политических
наук, философии, эстетики). Особенностью его работ является глубокое пренебрежение
междисциплинарным делением, так как оно накладывает ограничения как на предмет
исследования, так и на применяемые методы. «Главную задачу социологии Бурдье видит в
выявлении наиболее глубоко скрытых структур различных социальных сред, которые
составляют социальный универсум, а также механизмов, служащих его
воспроизводству и изменению» [1].
В начале третьего тысячелетия, когда понятие
«научно-технической революции» потеряло свою актуальность в силу того, что уже
более ста лет развитие технологий постоянно происходит по экспоненте, одним из
важнейших факторов, определяющих успех индивида, является его образование. В
рамках тематики данной работы образование будет рассматриваться как социальный
лифт, формирующий национальную элиту. Если национальная элита формируется по
каким-то другим, не образовательным механизмам, то это ведет к деградации
государства. На протяжении всей человеческой истории приходили в упадок государства,
где элита формировалась по признаку происхождения, вырождались люди, или по
признаку богатства, в сущности, государства, в конце концов, распадались. И
образование, выявление наиболее способных, оснащение их соответствующими
компетентностями – это наиболее эффективный, наиболее приемлемый и единственно
возможный для современного общества путь развития.
В современном обществе образование – это один из способов
продвижения по социальной лестнице. Эффективность образования как социального
лифта варьируется от высокой в постиндустриальных странах и практически нулевой
в традиционных обществах. Какова же ситуация в России? Последний глобальный
«перекрой» социальной структуры российского общества происходил по принципу
«кто сильнее, тот и прав» и, конечно, здесь не имелась ввиду сила ума. Молодежь
90-х годов двадцатого столетия вряд ли рассматривала образование как путь к
успеху. Однако, «перекроенное» общество начало развиваться, повернув голову на
Запад, и появилась ниша для института образования.
В период стабилизации стала очевидна проблема нехватки кадров
по многим специальностям, необходимым для функционирования государства на базе
рыночной экономики. Таким образом, вопрос о качестве образовательного
потенциала всего населения страны, претендующей на лидирующие позиции на
мировой арене, оказался далеко не последним.
Похожие статьи:
Методология и методы социологического исследования
Методологией называют систему основных принципов любого научного исследования. Это собирательный термин, имеющий различные аспекты. В широком смысле слова научная методология является инструментом поиска наиболее общих подходов к изучению ...
Роль социального педагога в социализации подростков. Оказание
помощи подросткам
Как предупредить социальному педагогу проблемы подросткового возраста. Это очень сложный вопрос, если бы был готов на него ответ, то не было бы и проблем. Однако, это же означает, что нужно опустить руки и смириться с существующим положен ...
Современное состояние и проблемы Юфо. Геополитическое положение ЮФО
Что представляет собой сегодня Южный федеральный округ и интегрированные в него субъекты РФ, рассказывает председатель Ростовского областного комитета госстатистики, заслуженный экономист России Владимир Емельянов.
Рис. 1
Южный фед ...
|