Детерминация поведения и деятельности индивидов и социальных групп имеет
не только экономический и политический, но и духовный характер. В рамках
исследования духовно-психологических детерминант человеческой активности
философы обращаются к проблеме менталитета, или ментальности. Менталитет, являясь
ядром личностной и групповой культуры, стратегической культурной программой
индивидуального и коллективного субъекта, функционирует в составе основных
противоречий общества. Понимание и учет многообразных ментальных особенностей
индивидов, социальных групп и целых народов является условием их
бесконфликтного взаимодействия в составе социума. Актуальность исследования
индивидуальных и групповых форм менталитета повышается в условиях углубляющейся
глобализации и расширяющейся миграции населения.
Менталитет можно определить как возникшую на основе генотипа под влиянием
природной и социальной среды и в условиях собственного духовного творчества
субъекта систему качественных и количественных социально-психологических
особенностей человека и социальной общности; эта система детерминирует
специфический характер восприятия мира, поведения, деятельности,
самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемственность
существования социальной общности, а также стимулирует социальный прогресс
посредством продуцирования культурных инноваций.
Менталитет белорусов формировался продолжительное историческое время и
приобретал свои типичные признаки в определенных обстоятельствах
общественно-политической, социально-экономической и духовно-культурной жизни. В
древний период для менталитета жителей Беларуси были свойственны языческий
политеизм (вера в одновременное существование множества богов), обожествление
земли, небесных светил, деревьев, камней и иных природных явлений (пантеизм),
убежденность в реальном существовании души, злых и добрых духов (анимизм),
вербальная магия (вера в чудотворную силу особых слов, выражений), ощущение
неразрывного единства между человеком и всем окружающим пространством,
разнообразные забабоны, культы и пр. После принятия христианства в нач. 2-го
тысячелетия н.э. произошло своеобразное сплетение двух типов мировидения -
языческого и христианского, для которого стало характерным монотеизм (убеждение
в существовании единственного Бога). Во все времена белорусам свойственна
привязанность к своей земле-кормилице, своему родному краю, стремление
приспособить работу и отдых к определенным природно-сезонным циклам, порам года
(т.н. календарный тип менталитета), о чем убедительно свидетельствует белорусский
народный календарь с чрезвычайным богатством праздников, присвятков и
соответствующих им песен, танцев, обрядов, разнообразных примет и поверий.
Кроме того, менталитет белорусов практически всегда выделялся такими
характерными чертами, как толерантность (терпимость к представителям иных
наций, конфессий, социальных групп), патриотизм, гуманность, демократизм и т.п.
Такой традиционный белорусский менталитет продолжительное время сохранялся без
изменений. Однако на протяжении последнего столетия под влиянием различных
факторов мировидение части жителей Беларуси эволюционировало от прежней
набожности к открытому атеизму, от магически-мифологических представлений к
укоренению материалистических идей, ослабления механизмов
национально-культурных идентификаций. В современный период под влиянием
значительных общественных перемен менталитет многих граждан Беларуси постепенно
избавляется от чрезмерной заидеологизированности, покорности официальным
властям, безбожия, чрезвычайной жизненной консервативности, в нем закрепляются
идеи о необходимости независимого государства, по-настоящему демократического
общества, свободного самоутверждения личности, углубляется национальное
самосознание.
Как свидетельствует опыт, подобные позитивные изменения в мировидении
людей в условиях тотального кризиса общества происходят очень медленно,
неоднозначно и нередко имеют тенденцию к регрессивному развитию, своеобразного
"возвращения" к менталитету минувших лет.
Похожие статьи:
Приложения
«Фокус-группа»
Цель фокус-группы – выявить отношение потенциальных получателей к проблеме связанной с получением кредитов по программе «Молодая семья», определить основные причины ее возникновения и возможные пути решения.
Объект - пред ...
Государственная финансовая поддержка семьи при господстве в
обществе нечеловечных типов строя психики
В отличие от тех семей, члены которых живут сегодняшним днём, стремясь непрестанно получать максимум разнородных удовольствий «прямо сейчас» по принципу «Бери от жизни всё!», государственность должна заботиться о благоустройстве будущего, ...
Основные этапы развития вычислительной техники
Под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития нов ...
|