Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:
· воздействие средств массовой информации;
· антинаркотическое обучение;
· использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;
· создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);
· проведение антинаркотических мотивационных акций;
· организация деятельности социальных работников волонтеров;
· деятельность системы ювенальной юстиции.
Психологические технологии первичной профилактики:
· развитие личностных ресурсов;
· формирование социальной и персональной компетентности;
· развитие адаптивных стратегий поведения;
· формирование функциональной семьи.
Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических маркеров поведения риска и их коррекции на медицинском уровне.
Рост числа потребителей психоактивных веществ и лиц, проявляющих поведение риска - социального резерва роста заболеваемости наркоманией, определяется вторичной профилактикой.
Главная цель вторичной профилактики - изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Поведение риска может быть вызвано характеристиками индивида, имеющего те или предиспозиции личностных, поведенчиских и других расстройств; характеристиками среды, воздействующей на индивида; специфическими комбинациями средовых и поведенческих характеристик.
При этом среда рассматривается в качестве носителя такого доминирующего фактора, как стресс (любое требование среды, является стрессом; в случае поведения риска стрессовое давление среды, ее сопротивление резко увеличивается как реакция на это поведение), а само поведение индивида - как фактор риска наркомании.
Вторичная профилактика наркомании осуществляется с применением различных стратегий.
Первая стратегия - формирование мотивации на изменение поведения.
Вторая стратегия - изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.
Третья стратегия - формирование и развитие социально-поддерживающей сети.
В этих стратегиях используются специальные технологии.
Социальные и педагогические технологии:
· формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;
· формирование мотивации на изменение поведения;
· развитие проблем - преодолевающего поведения;
· формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.
Психологические технологии:
· преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;
· осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;
· развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);
· анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я-концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций когнитивного развития; принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия; восприятие социальной поддержки; изменение стереотипов и ролей взаимодействия в семье; формирование психологической резистентности к давлению наркотической среды.
Похожие статьи:
Социальная стратификация
Социологическое понятие стратификации (от лат. stratum — слой, пласт) отражает расслоение общества, различия в социальном положении его членов.
Социальная стратификация
— это система социального неравенства, состоящая из иерархически ра ...
Неэффективность работы комиссий является следствием:
· отсутствия достаточной профессиональной подготовки в вопросах организации и планирования антинаркотической деятельности членов и руководителей комиссий;
· отсутствием системы контроля за исполнением принятых решений;
· отсутствием сис ...
Возрастная структура населения
Возраст - это период от рождения человека до того или иного момента его жизни. Измеряют возраст в годах, месяцах (на первом году жизни), неделях (на первом месяце жизни), днях и часах.
Возрастная структура населения развитых стран характ ...
|