Пути регулирования миграционных потоков из Средней Азии в Россию
Материалы и статьи » Миграционные потоки из Средней Азии » Пути регулирования миграционных потоков из Средней Азии в Россию

Россия собирается ввести квоты на использование иностранной рабочей силы, а также специальные пошлины для работодателей. За каждого "гастарбайтера" тем скоро придется выплачивать от 200 до 3000 рублей. Такая концепция государственного регулирования миграционных процессов призвана покончить с нелегальным рынком труда. Можно приветствовать желание государства регулировать миграционные процессы.

В последние годы очень большую миграционную нагрузку испытывала Оренбургская область, которая для развитой здесь нефтегазовой отрасли черпала кадры в соседнем Казахстане. В известную толерантностью по отношению к мигрантам Белгородскую область переехало жить множество семей из стран СНГ.

Между тем ,России без иностранной рабочей силы не обойтись. Сейчас естественная убыль трудоспособного населения составляет в России свыше 700 тысяч человек в год, скоро эти ежегодные потери достигнут миллиона. Компенсировать их на фоне падения рождаемости поможет миграция.

Чтобы пресечь незаконную миграцию, надо навести порядок на рынке труда. Ведь и среди российских граждан многие работают, не имея трудовых книжек, получая деньги в конвертах и не расписываясь в ведомостях.

Некоторые считают, что миграция в Россию увеличилась. На самом деле она меньше, чем была в советские времена. В 80-е годы в Российскую Федерацию переезжало ежегодно по 600 - 800 тысяч человек, а сейчас втрое меньше. Хотя многие регионы, в первую очередь Центрального федерального округа, сильно нуждаются в кадрах рабочих профессий. Восстанавливаются заводы, им нужен квалифицированный персонал.

Уровень миграции в Россию гораздо ниже, чем в страны Запада. Но в любом случае она порождает проблемы адаптации. Редко мигранты выигрывают сразу от перемены местожительства. Это происходит, как правило, во втором, а то и в третьем поколении.

Итак, подведем итоги о путях регулирования:

Первое. Миграция, безусловно, должна быть регулируемой

Второе. Организация миграции прежде всего предполагает, что количественный объем миграции должен точно соответствовать экономическим запросам.

Третье. Разрешение на работу нужно выдавать не иностранному работнику, а работодателю, т.е. предприятию, а сама квота должна быть предметом соглашения трехсторонней комиссии социального партнерства. С учетом ответственности работодателей и профсоюзов механизм определения квот станет эффективнее.

Четвертое. Квоты должны выдаваться не только под потребности бизнеса. Этого недостаточно. Квота может быть предоставлена только под гарантии и условия, обеспечивающие нормальное пребывание мигрантов - жилищные условия, прозрачные зарплаты и трудовые отношения, социальное и медицинское обслуживание.

Пятое. Организация миграции предполагает и то, что от случайного и стихийного набора мигрантов необходимо перейти к организованному набору. Регионы должны получить соответствующие полномочия и вести регулирование миграционных потоков через систему квотирования рабочих мест по отраслям экономики, через систему профессионального отбора или профессионального обучения мигрантов из разных стран, в том числе на основе целевого набора рабочей силы непосредственно в странах-донорах, то есть создать систему, при которой число прибывших к нам соискателей вакансий совпадало бы с принятым решением о квотировании.

Шестое. Федеральная миграционная служба должна определять квоты на основе выработанных регионами обоснованных заявок, а затем на основе режима контроля над межрегиональными перетоками иностранной рабочей силы, строго следить за тем, чтобы в отдельных регионах не появлялось избыточного количества мигрантов и связанных с ними социальных и экономических диспропорций.

Седьмое. Хозяйствующим структурам, делающим заявки на привлечение мигрантов, необходимо устанавливать соответствующие платежи за использование миграционных квот. Причем устанавливать размер этих отчислений следует на таком уровне, который побуждал бы бизнес готовить свои кадры и постепенно снижать потребность и желание привлекать иностранные трудовые ресурсы.

Восьмое. И потому должна быть создана единая информационная межведомственная система учета въезжающих и работающих в стране мигрантов, делающая прозрачными и понятными взаимоотношения иностранных работников и принимающей стороны.


Похожие статьи:

Социализация подростков
С точки зрения социальной психологии социализация – это становление человека в обществе, вхождение его в социальную среду, усвоение им социальных норм и понятий. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых, человек учится ...

Концепция социологизма и социальных Факторов Эмиля Дюркгейма
Таким образом, после краткого, но довольно содержательного, ознакомления с цепочкой жизненных событий учёного и преподавателя, мы вплотную подошли к раскрытию принципов концепции социологии и социальных факторов, которая, скорее всего, по ...

Социальные институты.
Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные связи называются институциональными , а социальные системы - социальными институтами . После ...