Дело не в том, сколько платит Пенсионный фонд, а в том, сколько платят ему.
Страница 1
Материалы и статьи » Пенсионная реформа в Украине в 2010 » Дело не в том, сколько платит Пенсионный фонд, а в том, сколько платят ему.

Отечественный Пенсионный фонд уже давно запутался в долгах и живет лишь на дотации госбюджета. Кормить такую структуру из казны (при том, что она задумывалась как вполне самостоятельное ведомство) – путь в никуда, и это понимают не только экономисты, но даже политики. Вице-премьер Сергей Тигипко не так давно объявлял, что ПФ разбалансирован: на 10 работающих в стране приходится 9 пенсионеров, а доля пенсионных расходов достигла уже 17,9% ВВП, что уму непостижимо для европейской страны.

– ПФ лежит тяжелейшим грузом на бюджете, тянет из него миллиарды гривен ежегодно, – говорит член комитета ВР по вопросам бюджета Олег Ляшко. – Пора принимать срочные меры, а то когда-нибудь этот фонд грохнет с эффектом похлеще, чем в Греции. Но правительство идет самым легким путем решения проблемы, поднимая пенсионный возраст.

По мнению чиновников, обещанная МВФ мера должна улучшить сбалансированность Пенсионного фонда на целых 2 млрд. грн. уже в 2011 году. Впрочем, директор социальных программ Центра Разумкова Людмила Шангина не видит к этому никаких предпосылок.

– Действительного положения вещей в ПФ не знает, наверное, даже Счетная палата – она не имеет полномочий проверять потоки денег фонда. Но положение это не блестящее, – говорит Шангина. – Однако повышение пенсионного возраста на наполнение ПФ никак не повлияет: корни проблемы лежат в нищенской цене труда, заниженных государством размерах прожиточного минимума, минимальной зарплаты и пенсии. Отсюда и мизерные отчисления в ПФ. Выходит, можно работать хоть 20, хоть 40 лет, но пенсия у вас от этого больше не станет.

Все бы ничего, если бы взносы в фонд делали абсолютно все работающие в стране, но ведь зарплаты «в конвертах» пока никто, к сожалению, не отменял, отмечает экс-министр социальной политики и труда Людмила Денисова.

– Надо сначала заняться легализацией доходов граждан и тем самым повысить доходы ПФ, – полагает она. – И тут нужна не прогрессивная шкала налогообложения физлиц, а регрессивная – чем больше фонд оплаты труда, тем меньше с него платишь налогов: так работодатель будет заинтересован платить и вести свои дела прозрачно.

Если верить Госкомстату, становится ясно, что налицо грандиозная несправедливость: как можно ссылаться на то, что японцы со шведами трудятся дольше наших, если они и живут в среднем на десять-двадцать лет дольше украинцев?

Выходит, отработать нас вынудят по полной, невзирая на никудышный сравнительно с европейским уровень жизни в целом и медобслуживания в частности, а отплачивать уже мало кому придется.

– На Западе человек в возрасте 60 лет еще довольно работоспособный, а выйдя на пенсию, еще полон сил и может посвящать время своим интересам. А вот наша женщина в 55 соответствует 65-летней европейке по состоянию здоровья в связи с болезнями, экологией, нагрузкой, условиями труда, о которых в ЕС даже не догадываются, – возмущается Денисова.

А главное, подчеркивает бывший министр, то, что на целых 10 лет увеличат стаж для получения пенсии, то есть, чтобы в 60 лет выйти на пенсию, сегодняшней сорокалетней женщине нужно иметь за плечами минимум 10 лет стажа и отпахать день в день еще 20. Повышение пенсионного возраста – мера очень даже целесообразная, возражает Шангина: 55 лет для современной женщины – не тот возраст, чтобы хотеть уйти с работы, зачем исключать в принципе не старого еще человека из социума? Другой вопрос, что это ничего не решит экономически.

– Вот уже 20 лет нам рассказывают о катастрофической демографической ситуации в стране, но, тем не менее, за последние 15 лет соотношение среднегодовой численности занятого населения к пенсионерам не изменилось: имеем 20 млн. работающих и около 14 млн. с небольшими колебаниями пенсионеров, и это нормально, мы в Европе этим не оригинальны, – объясняет Шангина. – Ясно, что демографическая ситуация у нас не из лучших, но пока она ведет только к тому, что снижается средний возраст украинца, а если учесть, что заметная доля мужчин умирает, не доживая до пенсии, не думаю, что она столь критична именно с точки зрения пенсионного обеспечения.

Гораздо умнее было бы ввести накопительную систему в ПФ, считает Денисова, чтобы страхование велось по иному принципу: человек работал, делал отчисления и знал, что они идут не в общий котел, а лично на него, и в случае чего перейдут по наследству его детям.

МВФ не принимает во внимание ни позицию профсоюзов, ни особенности страны, которой он дает рекомендации, говорит Шангина, требования фонда ни хороши, ни плохи, а просто стоят на экономической платформе, и социальные последствия реформ эту структуру не волнуют. А момент для повышения пенсионного возраста у нас выбран крайне неудачно, ведь общество находится в состоянии стресса, обращает внимание эксперт. Как же встретят законопроект в парламенте этой осенью, если он уже так непопулярен в народе?

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Проблема преступности несовершеннолетних
Преступность несовершеннолетних и молодёжи во всём мире, является одной из самых актуальных проблем. К основным причинам преступности несовершеннолетних относят: безработицу среди молодёжи; неуверенность молодых людей в будущем; неудовлет ...

Службы социальной помощи в России
В разных странах пути развития и становления социальных служб не были идентичными. Известным теоретиком социального обеспечения и управления является И. Нойфелъд. Исследуя кадровые процессы в социальных министерствах и систему подготовки ...

Сущность и причины беспризорности
Детская беспризорность – социальное явление, при котором происходит отрыв детей от семьи с утратой постоянного места жительства. Отличительными признаками беспризорности являются: полное прекращение связи с семьёй, родителями, родственник ...