Слово культура происходит от латинского слова colere — культивировать или обрабатывать землю. В средние века этим термином стали обозначать селекцию зерновых культур, отсюда и agriculture — искусство земледелия. Но в XVIII и XIX столетиях этот термин стал также применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств, так что если человек отличался утонченностью и начитанностью, его или ее считали "культурным". В этот период термин относился главным образом к аристократам, чтобы выделить их из "некультурной" массы незнатных людей. Немецкое слово Kultur также означало достижение высокого уровня цивилизованности. Фактически слово культура до сих пор ассоциируется с оперным театром, изящной словесностью и хорошим воспитанием (Вагнер, 1977).
Дефиниции культуры, выработанные социальными науками, устранили аристократический оттенок термина. Американские антропологи А.Кребер и К.Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры.
Описательные определения.
В них делается упор на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Пример: Э.Тайлор – « культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Исторические определения.
В них делается упор на процессы социального наследования, традицию. Примером здесь может послужить определение, данное лингвистом Э.Сепиром: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Недостаток таких определений – упускается из виду активность человека в развитии и изменении культуры.
Нормативные определения.
Их делят на две группы. Первая из них – определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (К.Уислер: «…образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая группа – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Так, социолог У.Томас считает, что «культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях».
Психологические определения
акцентируют внимание на одном из трех элементов:
1) либо на процессе адаптации к среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…» -У.Самнер и А.Келлер);
2) либо на процессе научения («Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» - Р.Бенедикт).
3) либо на формировании привычек («Культура – это формы привычного поведения, общего для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» - К.Янг).
Структурные определения
, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Пример: Р.Линтон – «а) … культуры – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».
Генетические определения
представляют культуру с позиций ее происхождения. Эти определения, в свою очередь, разделяются на четыре группы:
1) в которых культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П.Сорокин);
2) в которых упор делается на идеях: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления»(Г.Беккер).
3) в которых подчеркивается роль символов: «Культура – это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией» (Л.Уайт);
Похожие статьи:
Современные реалии социальной работы в различных
регионах
Как видно из всего вышеизложенного, бездомными люди становятся по разным причинам. Во-первых, чаще всего продав квартиру мошенникам и не получив за нее деньги. Иногда на владельца откровенно давят или в результате "обмена" засел ...
Модели зарубежной социологии управления и эволюция ее методологии
Среди “зарубежных” школ социологии управления можно выделить несколько направлений, самые яркими из них являются европейская школа и североамериканская.
Особенность европейской традиции является исторический взгляд на управление, особое ...
Сферы напрвления социальной политики
Государственная политика является важным фактором модернизации любого общества и обеспечение конкурентно способности российской экономики. Кроме того, общество, которое заботится о сохранении социальной стабильности, должно обеспечить воз ...
|