Социальная функция интеллектуала — мыслить критически, что, как замечает Х. Хоркхаймер, означает «неприятие любых интеллектуальных и практических усилий, господствующих идей, жизненных правил и общественных отношений без рефлексии, не так, как обычно действует множество обыкновенных людей». Суть деятельности и предназначения интеллектуала лучше всего выражены следующими словами М. Фуко: «Эта работа по изменению своей собственной мысли и мысли других, и представляется мне смыслом существования интеллектуала».
Таким образом, в отличие от политика, от человека действия, интеллектуал — человек разума
. Политик является реалистом, тогда как интеллектуал рассматривает реальное в более широком контексте возможностей. Политик является прагматиком, выбирающим оптимальную стратегию для достижения цели, тогда как интеллектуал разрабатывает возможные альтернативы. Политик строит общество, а интеллектуал вносит сомнение, только с той целью, чтобы оно стало лучше и гуманнее.
В литературе существуют глубокие расхождения в определении собственно термина "интеллектуал".
Первая группа авторов придерживается функциональной, социологической или социо-экономической трактовки. Эта социоэкономическая школа рассматривает интеллектуалов лишь как одну из многочисленных социальных групп. Данная группа выделяется либо на основе специфической социальной функции (производство и оценка идей), либо на основе сходных социальных и экономических характеристик (образование и род деятельности).
Вторая школа рассматривает понятие "интеллигенция" в гуманистическом и социально-этическом ключе. Представители этой школы видят в интеллигенции уникальную и гомогенную группу с особыми моральными и этическими установками (гражданская позиция, гуманизм, сострадание, вера в народ и т.п.). Показателен выбор самого термина "интеллектуал" или "интеллигенция".
Второе разногласие относится к оценке взаимосвязи между интеллектуалами и политической элитой. Представители функционалистского научного направления, школы интеллектуалов как нового класса, теории конфликтной основы развития общества и некоторые восточно-европейские авторы относят интеллектуалов к части политической элиты. По их мнению, интеллектуалы и политическая элита либо имеют общие политические интересы, либо политическая элита, нуждающаяся в интеллектуалах как в экспертах, активно рекрутирует их в свои ряды. В свою очередь, социально-этические теоретики считают интеллигенцию носителем универсальных, а не элитных ценностей и норм. Эти авторы подчеркивают оппозиционность интеллигенции по отношению к политической элите.
Похожие статьи:
Социальная защита малообеспеченных слоев населения
Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций). Система социального обеспечения как механизм защиты направлена на обеспечение минима ...
Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия
Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитатель ...
Социальные факты и
структурный функционализм Э. Дюркгейма
В методологии Э. Дюркгейма социальный факт одновременно выступает как важный компонент его концепции структурного функционализма. Социологическое объяснение фактов, реальностей и явлений, исследуемых отдельно друг от друга, должно происхо ...
|