В целом причины снижения интеллектуального потенциала были раскрыты в различных публицистических и научных трудах. Среди них: финансовая необеспеченность науки и, как следствие, миграция ученых; неоптимальное сочетание учеными педагогической и научной деятельности; архаичная или неэффективная организация науки по множеству позиций и направлений; отсутствие стратегического подхода к приоритетности научно-технических проблем и направлений. И, наконец, самой главной причиной является падение престижа интеллектуалов. Все это подводит интеллектуалов к опасной черте, за которой они уже не смогут считаться элитой.
Это внешние причины снижения интеллектуального ресурса. Есть и внутренние личностные и психологические причины. В частности неудовлетворенность своим профессиональным социальным положением, незащищенность и др.
Вот некоторые критерии определения интеллектуальной элиты, разработанные и исследованные нами. В отечественной психологии до недавнего времени не существовало направления, которое называется социальным мышлением. Это направление уже давно разрабатывается в США и Западной Европе.
Социальное мышление – это не мышление о физических и математических задачах в школе или научной области. Это мышление о проблемах, возникающих в социальной действительности во взаимоотношениях между людьми, группами, о способах решения конфликтов, связанных с личностями других людей и своей собственной.
Предметом социального мышления становится сфера человеческих отношений, социальных ситуаций, событий, организаций. Но эти сферы становятся предметом осмысления не в силу любознательности или абстрактного теоретического интереса личности, а в силу той социальной потребности, которая определяется позицией личности в обществе. А позиция личности в обществе, в свою очередь, определяет уровень ее социального мышления, который дает ей возможность уточнить собственную позицию, найти свое место в обществе, осмыслить свой жизненный путь.
Нужно сказать, что в этом отношении социальное мышление прагматично, операционально и технологично.
Мы выделили три процедуры социального мышления: представление, интерпретацию и проблематизацию.
Социальное мышление выделяет не существенное вообще, а существенное для личности или для той или иной группы. Теоретически мы допустили, что каждая из трех процедур обладает разной степенью эвристичности, разным уровнем глубины познания существенного.
Так, представления, зачастую приблизительные, отдаленные, смутные, в основном мы получаем из массового сознания, частично они определяются образом жизни. Индивидуальные житейские представления – это фактически смыслы жизни личности, ее обыденные житейские знания. В зарубежных теориях социального мышления они определяются общеизвестным понятием «имплицитные концепции». Совокупность этих представлений определяет возможность понимания личностью происходящего в социальной действительности. Если эти совокупности представлений тех или иных групп или личностей не совпадают, возникает непонимание различными группами друг друга.
Похожие статьи:
Приложения
Приложение 1. Программа исследования на тему "Мотивация волонтеров кризисного центра г. Апатиты"
Проблема исследования: недостаток волонтеров в организациях, оказывающих социальную помощь населению г. Апатиты.
Актуальность исс ...
Понятие нарративного анализа
Нарративный анализ – это качественный анализ материала нарративного интервью. Прочтение, интерпретация и анализ жизненных историй и иного нарративного материала может исходить из двух главных независимых измерений: "холистический под ...
Скины
В России скинхеды появились в 1991 году, в среде учащихся столичных ПТУ и техникумов, вообще молодежи «спальных районов» Москвы и Ленинграда. В отличие от Запада, наше скин-движение возникло не совсем естественным путем (хотя экономически ...
|