Если в описательном исследовании устанавливается связь между характеристиками изучаемого явления, то в аналитическом выясняется, носит ли эта связь причинный характер и что является основной причиной, определяющей то или иное социальное явление. В аналитическом исследовании изучается совокупность многих факторов, обусловливающих то или иное явление. Обычно их классифицируют как основные и не основные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые и т.д. Столь углублённые социологические исследования требуют серьёзной и тщательной подготовки, разработки широкой и комплексной программы, использования сложной методики. Оно обычно завершает разведывательное и описательное исследования, в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определённых элементах изучаемого социального явления или процесса. Аналитическое исследование чаще всего носит комплексный характер. По используемым методам оно богаче, разнообразнее не только разведывательного, но и описательного исследования.
Разновидностью аналитического исследования можно считать эксперимент. Его проведение предполагает создание экспериментальной ситуации путём изменения в той или иной степени обычных условий функционирования объекта. В ходе проведения эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые придают объекту новые черты и свойства. Подготовка и проведение любого эксперимента требует специальных знаний и методических навыков.
По своей целевой направленности социологические исследования разделяются на фундаментальные и прикладные. Цели и задачи фундаментальных исследований направлены на построение и совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социологической науки. Прикладные исследования изучают практические вопросы преобразования социальной жизни, вырабатывают практические рекомендации в этой области. И ту, и иную направленность могут иметь как теоретические, так и эмпирические исследования.
По условиям проведения социологические исследования разделяются на полевые и лабораторные. Первые осуществляются в естественных, нормальных для данного социального объекта условиях, вторые – в искусственных, лабораторных. По своим масштабам социологические исследования подразделяются на локальные, региональные, отраслевые, общегосударственные и международные.
Подлинное и серьёзное социологические исследование – это всегда достаточно сложный, разносторонний, трудоёмкий, многоступенчатый процесс познания, требующий серьёзной специальной подготовки. В самом общем виде он включает в себя три основных последовательных этапа:
1. Подготовительный этап (разработка программы и инструментария, составление рабочего плана, определение объектов и единиц наблюдения, выборка).
2. Полевой этап (сбор эмпирического материала, информации с помощью избранных методик).
3. Аналитический этап (количественная и качественная обработка полученной информации, анализ и обобщение результатов исследования).
Каждый из этапов характеризуется относительной самостоятельностью. Деятельность внутри этапа разделяется на более дробные структурные элементы, регламентируется специфическими нормативными требованиями, имеет собственные критерии для оценки качества исполнения и результатов. Во времени отдельные этапы могут осуществляться параллельно. Последовательность и взаимосвязь этапов определяется логикой исследовательского процесса. Качество конечного результата социологического исследования непосредственно связано с качеством исполнения требований каждого этапа. Целостность исследовательского процесса обеспечивается взаимной обусловленностью, содержательной и логической преемственностью этапов.
Содержания каждого из названных выше этапов мы будем касаться далее. В целом они описаны в учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 33-47).
Похожие статьи:
Понятие о социальных группах
Социальная группа - одна из основных форм взаимодействия людей, их объединенная социальная позиция, связанная с удовлетворением потребности, занимающих ее индивидов, в осуществлении совместных действий.
Определение социальной группы вклю ...
Программа мер по обеспечению выпускной
квалификационной работы. Обоснование
социальной значимости внедрения разработанных мероприятий
При разработке рекомендаций для выпускной квалификационной работы были использованы проблемы, обозначенные в гипотезе и подтвержденные исследованием. Эти проблемы являются наиболее актуальными для молодежи:
низкий уровень информированнос ...
Выводы и рекомендации
В результате проведенного исследования были подведены итоги и сделаны следующие выводы: а) Волонтеры Кризисного центра пришли работать в данную организацию на добровольческой основе по следующим мотивам: желание получать новые знания в об ...
|