Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трёх фаз в ситуации опроса: вступительной, основной, заключительной. В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Установление первого контакта решается кратким вступлением к вопроснику. Первые вопросы анкеты – наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения, одновременно служат объяснением правил «игры», в которую интервьюер вовлекает респондента.
От начала к середине опроса вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приёмы, активизирующие внимание респондента.
Вопросы могут объединяться в блоки по тематическому и проблемному принципам. При этом переход к новому направлению беседы должен сопровождаться пояснениями, «переключателями» внимания.
В конце анкеты обычно помещают «паспортичку», с помощью которой собирают социально-демографическую информацию о личности опрашиваемого. В неё заносят те показатели, статистические распределения которые в генеральной совокупности интересуют исследователя. Именно эти вопросы – пол, возраст, профессия, выступают контрольными для решения вопроса о том, насколько выборочная совокупность соответствует генеральной. Наряду с полом, возрастом и доходом сюда также включаются такие показатели, как национальность, образование, профессия, семейное положение, место жительства или работы.
Функцию своеобразных правил движения по анкете, указывающих «перекрёстки», опасные участки и т.п., выполняют инструктивные указания по технике заполнения анкеты, адресованные респондентам и расположенные непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты. В случае если опрос проводится методом интервью, вопросник должен включать чёткие и однозначные инструкции и указания для интервьюера по его заполнению, переходы от вопросов-фильтров; карточки с длинными перечнями ответов. Формулировки в плане интервью должны быть удобными для произнесения, следовательно, не должны включать громоздких синтаксических конструкций.
Кроме минимального инструктивного материала в тексте вопросника необходим специальный документ «Инструкция интервьюеру». Обычная структура такой инструкции: объяснение целей и задач исследования, создание мотивации на добросовестную работу, объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера, правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью; правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондентов; правила завершения беседы. Об этом пишут авторы учебника под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 777-778) и А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 465–466).
Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием для деления их по содержанию.
Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию.
По форме вопросы делятся на три основные группы: 1) открытые, закрытые и полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные. Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.
К классу не основных вопросов относятся вопросы-фильтры, поскольку в их задачу входит не выяснение содержания изучаемого социального явления, а установление основного адресата вопроса. Необходимость в них возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только некоторую её часть.
Проверка и контроль достоверности данных опросов осуществляется рядом способов. Один из них – контрольные вопросы. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий – на весь объём выборки (панельный опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Одно из самых надёжных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью. Виды вопросов, применяемых в социологическом опросе, описаны в учебнике А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 461-465). Иллюстрировано наглядными примерами изложение особенностей опроса, интервью и композиции анкеты в «Социологии XX века» Э.А. Капитонова (Социология XX века. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1996. – С. 461-485).
Похожие статьи:
Анализ практики российского и международного усыновления (на примере
Муниципального образовательного учреждения «Кондровский детский дом-школа»)
Кондровский детский дом-школа расположен в типовом здании, имеет начальную школу, новый спортивный комплекс, тренажёрный и хореографический залы, швейную и столярную мастерские, зимний сад, библиотеку, компьютерный, музыкальный классы. В ...
Понятие девиантного поведения
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.
В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального ...
Теории причин отклонений
Относительно определения и изучения других причин отклонений существуют три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории.
Основная предпосылка всех теорий физических типов сост ...
|