Основные функции социологии

ряда возможных функций социологии можно выделить четыре основные: эмпирическая, теоретическая, прогностическая, прикладная. Эмпирическая функция

предполагает изучение непосредственного жизненного опыта, т.е. сбор и обработку конкретной фактической информации (первичных данных) – о численности и составе населения, рождаемости и смертности, количестве безработных, уровне разводов, семейных бюджетах, мнения избирателей и т.д.

Теоретическая функция

проявляет себя тогда, когда социологи анализируют, логически обобщают и систематизируют полученные эмпирические данные и делают из них подтвержденные практикой научные выводы. В результате –

1.

социологическая наука обогащается новыми понятиями, терминами, определениями (или по-книжному, дефинициями);

2.

создаются те или иные теории, доктрины, концепции, объясняющие социальные процессы и явления;

3.

общество глубже познает закономерности и перспективы своего развития.

С этими перспективами связана и прогностическая функция

социологии. Она имеет место, когда ученые разрабатывают прогнозы (от греч. prognosis – предвидение, предсказание) – научно обоснованные предположения о развитии тех или иных социальных процессов в будущем. Например, прогноз изменения численности и структуры населения, скажем, Якутска, России или мира в целом; прогноз поведения избирателей на предстоящих выборах; прогноз последствий экологических нарушений и т.п.

Наконец когда социологические прогнозы, теоретические и иные разработки используются для решения практических задач, социология выполняет прикладную функцию.

Так, исследования социологов могут помочь в выборе оптимальных мест для создания новых предприятий, в выработке конкретных рекомендаций по совершенствованию систем образования, здравоохранения, трудоустройства, пенсионного обеспечения населения и т.д.

Особенно широко в этой функции социология применяется в производстве и управлении. Здесь ее часто называют социальной инженерией.Подобная «индустриальная социология» направлена на поиск путей рационализации и повышения эффективности процессов производства и управления (улучшение условий труда, обеспечение комфортности в работе человека с машиной, совершенствование организационных структур, оптимизация стиля управления трудовыми коллективами, создание в них благоприятного социально-психологического климата и т.д.).

В то же время социологию иногда используют и в несвойственной ей идеологической функции

, для пропаганды и защиты той или иной идеологии. Так бывает, например, когда социологи занимаются подборкой необъективных, тенденциозных, данных по заказу тех или иных политических групп с целью манипулирования поведением людей, навязывания им определенных оценок и мнений, подталкивания их к «нужному» голосованию на выборах и т.п. В этих случаях социология перестает быть наукой, превращаясь в служанку идеологии и политики.


Похожие статьи:

Философия ценностей
В философии проблема ценностей рассматривается в неразрывной связи с определением сущности человека, его творческой природы, его способности созидать мир и самого себя в соответствии с мерой своих ценностей. Человек формирует свои ценност ...

Кому это выгодно?
Вопрос римского права: «ищи кому выгодно» в этом случае более чем уместен. Очевидно, и в России, и за ее рубежами существуют мощные политические силы, которые заинтересованы в раздувании мифа о зловредном русском национализме, да и в созд ...

Проблема курения
Одной из основных причин начала курения, является любопытство. По данным опроса учащихся старших классов, ПТУ и студентов младших курсов институтов, курить из любопытства начали до 25%. Другая причина начала курения в молодом возрасте – п ...