Положение рабочего класса в Англии
Страница 1

Положение рабочего класса в Англии описал Фридрих Энгельс. Он родился в вестфальском городе Бармен 28 ноября 1820 года в семье преуспевающего текстильного фабриканта. В Бармене Энгельс посещал городскую школу (до 14 лет) и гимназию Эльберфельда (с 1834). В сентябре 1837

он по настоянию отца преждевременно оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Он продолжил обучение на торгового работника с августа 1838 по апрель 1841 г. в Бремене

. Там он наряду с обучением подрабатывал бременским корреспондентом «Штутгартской утренней газеты

» и «Аугсбургской Общей Газеты

» Молодой Энгельс написал свою первую статью в марте 1839

, в возрасте 18 лет. Начиная с сентября 1841Энгельс проходил годичную военную службу в Берлине

. В 1842 году состоялось его знакомство с Карлом Марксом, впоследствии с которым они вместе писали многие работы. Сотрудничать вместе они начали с 1844 г. вплоть до самой смерти Маркса. После смерти Маркса на Энгельса ложится вся ответственность за доработку и подготовку к публикации неизданных частей «Капитала» чем он занимается на протяжении всей оставшейся жизни. В 1894 наступило резкое ухудшение здоровья Энгельса. 5 августа 1895 г. Энгельс умер.

Одной из крупнейших его работ было «Положение рабочего класса в Англии». В этой работе Энгельс подробно описал трудности, в которых приходилось жить беднякам Англии. Описание условий их жизненного существования повергнет в шок любого читателя. Начиная с мизерной заработной платы, заканчивая голодом, неимением нормальной одежды, спального места и даже крова, и тем как их хоронят. С мёртвыми обращаются не лучше, чем с живыми людьми. Бедняка закапывают самым небрежным и безобразным образом, как издохшую скотину.

«Дома, от подвала до самой крыши битком набитые жильцами, настолько грязны снаружи и внутри, что ни один человек, казалось бы, не согласится в них жить. Но всё это ничто в сравнении с жилищами, расположенными в тесных дворах и переулках между улицами, куда можно попасть через крытые проходы между домами и где грязь и ветхость не поддаются описанию; здесь почти не увидишь окна с целыми стёклами, стены обваливаются, дверные косяки и оконные рамы сломаны и еле держатся, двери сколочены из старых досок или совершенно отсутствуют, ибо в этом воровском квартале они собственно не нужны, так как нечего красть. Повсюду кучи мусора и золы, а выливаемые у дверей помои застаиваются в зловонных лужах. Здесь живут беднейшие из бедных, наиболее низко оплачиваемые рабочие, вперемешку с ворами, мошенниками и жертвами проституции».

Также Энгельс пишет не только о их жизненных условиях. Он также описывает их моральные качества. Он делает акцент на том, что происходит деморализация рабочего класса. Одними из важнейших причин этого является централизация населения и принудительность к труду.

Получается, что рабочие были отвергнуты господствующим классом, не только в физическом плане, но также в интеллектуальном и моральном. Их жизнь не волновала никого. Они оказались выброшены на произвол судьбы.

Единственный аргумент, к которому буржуазия прибегает против рабочих, когда они слишком подступают к ней, это закон; как будто они неразумные животные, к ним применяют только одно воспитательное средство — кнут, грубую, не убеждающую, а устрашающую силу. Неудивительно поэтому, что рабочие, с которыми обращаются, как с животными, либо на самом деле уподобляются животным, либо черпают сознание и чувство своего человеческого достоинства только в самой пламенной ненависти, в неугасимом внутреннем возмущении против власть имущей буржуазии. Они остаются людьми, лишь пока они исполнены гнева против господствующего класса; они становятся животными, когда безропотно подставляют шею под ярмо и пытаются только сделать более сносной свою подъяремную жизнь, не думая о том, чтобы от этого ярма избавиться.

Именно такие условия их существования, нежелание оставаться под гнетом господствующего класса заставило их подняться с низов и показать, кто есть они на самом деле.

Рабочие не получали абсолютно никакого нравственного воспитания. Даже того, которое элементарно присваивается в школе. Всё положение рабочего, вся окружающая его обстановка способствуют развитию в нём безнравственности. Он беден, жизнь не имеет для него никакой прелести, почти все наслаждения ему недоступны, кары закона ему больше не страшны; почему же он должен стеснять себя в своих желаниях, почему он должен давать богачу наслаждаться своим богатством, вместо того чтобы присвоить себе часть его? Какие могут быть основания у пролетария, чтобы не красть? Очень красиво звучит и очень приятно для слуха буржуазии, когда говорят о «святости частной собственности». Но для того, кто не имеет никакой собственности, святость частной собственности исчезает сама собой. Деньги — вот бог на земле. Буржуа отнимает у пролетария деньги и тем самым превращает его на деле в безбожника. Что же удивительного, если пролетарий остаётся безбожником, не питает никакого почтения к святости и могуществу земного бога!

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Формы организации культурно-досуговой деятельности подростков
Среди массы организаций, занимающихся организацией досуга младших подростков, лидирующее место занимают учреждения культуры. Как показывает практика, реальная деятельность учреждений культуры по профилактике различных асоциальных явлений, ...

Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения.  Особенности подготовки специалиста по социальной работе в высшем учебном заведении
Профессия специалиста по социальной работе известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так. Функции специалистов по социальной работе выполняли земские уп ...

Понятие «Интеллектуальная элита».
Говоря об элите, следует прежде всего определить, какая социальная группа в данном случае имеется в виду. В отношении к рассматриваемой проблеме главным признаком для отнесения к рассматриваемой категории, помимо общности религиозных ценн ...