За последние
годы произошли значительные перемены в экономической психологии, активизировалась предпринимательская деятельность граждан. Теперь ведущую роль в экономике России играют частные предприятия, акционерные общества и товарищества, доля которых в общей численности предприятий составляет более 80%, а в сфере торговли, питания и в сельском хозяйстве более 90%.
В российской экономике занято около 31 млн. женщин, или 48% от общей численности занятых. Наиболее высокий уровень занятости имеют женщины в возрасте 30 - 49 лет, что составляет 86% от численности женщин этого возраста. Средний возраст работающих женщин составляет 39,5 лет. Работающие женщины имеют более высокий уровень образования по сравнению с работающими мужчинами большинство женщин занято в государственном секторе. Среди всех женщин работающих по найму, превышает 91%, работающие не по найму 9%.
В русле происходящих масштабных перемен идет процесс становления женского предпринимательства. В последние время Президент и Правительство начали уделять большое внимание этой проблеме, и не случайно, а под влиянием прошедших конференций и семинаров по развитию и государственной поддержки малого предпринимательства в России. (2)
В текущем году на поддержку малого предпринимательства Правительство России выделило 20 млн. руб. В проекте Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2003 - 2005 годы, разработанном Министерством РФ по антимонопольной политике совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, предусмотрены мероприятия по обучению основам предпринимательской деятельности ряда категорий населения, включая женщин. В Федеральной программе содействия занятости населения РФ имеется специальный раздел, предусматривающий реализацию мер по профилактике дискриминации женщин на рынке труда, а также деятельности по содействию занятости экономически активных женщин, вовлечению их в предпринимательство. (1)
В настоящее время около 3% женщин является предпринимателями. Если учитывать, что в конце 1994 года их было менее 0,5 % можно сделать вывод об успешном начале процесса развития в России женских предпринимательских инициатив.
Переходный период оказал на женщин неоднозначное влияние. На одних он подействовал разрушающе, столкнув их на дно социальной иерархии. Перед другими в тоже время открылись новые возможности, и они смогли успешно воспользоваться ими открыв своё собственное дело. Среди них есть как женщины, имеющие опыт корпоративного менеджмента, так и бывшие домохозяйки с ограниченным трудовым опытом, безработные женщины и те, кто годами работал рядовыми служащими или рабочими. Российские женщины включились в предпринимательскую деятельность в изначально не равных стартовых условиях с мужчинами - без доступа к приватизации имущества, финансовым кредитам, в отсутствии начального капитала.
Доля женщин-директоров в составе российского директорского корпуса позволяет говорить о том, что процесс рыночных реформ способствовал, с одной стороны, стабилизации показателей численности женщин в составе директоров для отраслей, где женщины традиционно занимали лидирующие позиции, с другой - привел к появлению "женской прослойки" в составе директоров на тех предприятиях, которые требовали антикризисного управления. Однако пополнения директорского корпуса женщинами во вновь образованных акционерных обществах все же отмечалось замедленными темпами. Бывшие государственные предприятия, ставшие АО, сохраняли настороженное отношение к женскому менеджменту, предпочитая "сильное" мужское руководство. По этому доля женщин в директорском корпусе России, руководящих АО, росла медленнее в сравнении с частным предпринимательством.
На сегодняшний день перед деловыми женщинами России стоят важные задачи, среди которых - необходимость улучшить доступ предприятий, принадлежащих женщинам, или руководимых ими, к финансовым источникам, к информации и к новым технологиям, которые помогут обновить и модернизировать их производство. Необходимо расширять деловые контакты и связи, повышать конкурентоспособность бизнеса, организованного женщинами в целом. Для этого нужны совместные программы, бизнес - проекта, разработанные механизмы сотрудничества. (3)
Похожие статьи:
Формы социальной защиты населения
Переход российского общества к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы широких слоев населения, потребовал создания и развития нового социального института - социальной защиты населения, сделав его центром общественного мнени ...
Методы управления молодежной политикой
Государственная молодежная политика является комплексной структурой, включающей в себя множество элементов, таких как образование, здравоохранение, патриотическое воспитание, социальная защита и обеспечение молодежи и молодых семей, а так ...
Молодёжь в Российской Федерации
Сегодня молодёжь РФ – это 39,6 миллионов молодых граждан – 27% от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Россий ...
|