Основные требования к разработке программы
Страница 1
Материалы и статьи » История становления социологии » Основные требования к разработке программы

В любом серьезном и самостоятельном исследовании все начинается с программы. Это стратегический план проведения исследования. Тщательно разработанная программа - гарантия успеха всего исследования.

В идеальном варианте программа теоретико-прикладного исследования включает следующие элементы:

методологическая часть, в которой формулируются проблемы, дается указание объекта или предмета исследования, определение цели и задач, интерпретация основных понятий, формулировка гипотез исследования;

организационно-методическая (процедурная) часть предусматривает разработку инструментария, приемов и методов сбора информации, выбор изучаемой совокупности, способы и схемы обработки информации, сроки ее анализа.

Исходным пунктом любого основательного социологического исследования является сложившаяся в обществе, регионе, производственном коллективе, городе или другой сфере общественной жизни проблемная ситуация. Она может проявляться в социальной дезорганизации, противоречии, конфликте интересов социальных групп, общностей, институтов. Причем, часто конкретными людьми социальная проблема может и не осознаваться, так как провоцирующие ее противоречия еще не достигли соответствующего уровня. Будучи и осознаваемой, она не обязательно становится предметом социологического исследования. Для этого необходимы заинтересованность, стремление к практическим преобразованиям и финансовые ресурсы. Только в этом случае социологи получают социальный заказ на исследование, разработку социального проекта, практических рекомендаций.

Социальные проблемы отличаются по своей масштабам. Одни не выходят за рамки коллектива, организации, другие затрагивают интересы целых регионов, наций, этнических групп. Наконец, на высшем уровне социальная проблема может охватывать интересы всего общества в целом и даже носить глобальный характер. Например, проблема устойчивого развития, демографической революции, больших экологических сдвигов.

На первом этапе формулируются проблемные ситуации, узлы противоречий, которые надо разрешить. Разумеется, сначала идет изучение всех причинно-следственных связей. Следует различать практическую и научную проблему. Отличие заключается в том, что практическая проблема не требует новых знаний, а пути ее разрешения известны. Ставя перед собой проблему, надо соизмерять свои возможности. Кроме того, необходимо избегать в программе мнимых проблем. Например, текучесть кадров. Она достаточно хорошо изучена и описана в литературе. Другое дело, что в каждом коллективе есть своя специфика. Уловить ее можно с помощью небольшого разведывательного исследования.

Формулировка проблемы влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Им могут быть социальный процесс или область социальной жизни, социальные взаимоотношения, содержащие конфликт, противоречие. Иными словами - все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию социального характера. Объект социологического исследования - это то, на что направлен процесс социологического анализа.

Помимо объекта выделяется также предмет исследования или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые предстоит исследовать.

Вспомним пирамиду В.Н. Шубкина, который изучал проблемы выбора профессии выпускниками школ. Проблемная ситуация заключается в противоречии между равными правами всех школьников в выборе профессии и сохраняющимся неравенством молодых людей из разных социальных групп и регионов в реализации этих прав. Объект исследования - школьники и их родители; предмет исследования - профессиональные планы школьников и конкретная реализация их на практике.

В программе обозначаются цель, задачи исследования. Они вытекают из сформулированной проблемной ситуации. Чаще всего цели и задачи исследования формулируются заказчиком. Конечно, цели могут быть основными и частными. Частные задачи вытекают из основных и являются средствами решения главных задач исследования.

Очень важно различать программные, основные, задачи исследования и те, что будут возникать в процессе его развертывания. По сути, каждая стадия развертывания программы и анализа полученных данных предваряется постановкой конкретных задач.

Предусмотреть всю их последовательность невозможно, и в этом нет необходимости.

Основные задачи исследования отвечают его целевой установке, дополнительные ставятся для подготовки будущих исследований, проверки побочных гипотез и т.п.

Вся процедура социологического исследования подчиняется, прежде всего, поиску ответа на центральный вопрос, основную задачу исследования. Все остальное при нехватке средств, дефиците времени безжалостно отсекается. Худший вариант программы: основные и дополнительные задачи перемешаны. Так обычно происходит в коллективных исследованиях, которые проводят несколько социологов, да еще из разных научных коллективов. У каждого участника свой круг научных интересов, свое понимание проблемной ситуации. В итоге не реализуются полноценно ни главная, ни дополнительные задачи. Многое зависит от внешних обстоятельств: социальной и политический конъюнктуры, финансовых ресурсов, взаимоотношений между участниками исследования. Тем не менее серьезное научное исследование предполагает, что его участники на всех этапах последовательно руководствуются программными целями и задачами. Именно они образуют путеводную нить, уклонение от которой делает работу хаотической и часто неэффективной в том смысле, что полученные результаты могут быть полезными и интересными для отдельных участников, но в целом поставленная задача не решается. Получается своего рода социологический бредень, невод, которым процеживается масса социальной информации в надежде поймать золотую рыбку, выполнить социальный заказ.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Определение демографической политики и демографическая политика в развитых странах
Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для обще ...

Реклама как модель, вид и канал социальной коммуникации
Термин ˝коммуникация˝ (от лат. communicatio - делаю общим, связываю) используется как научный с начала XX века. ˝В современной трактовке коммуникация - социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в усло ...

Социальные аспекты развития корпоративного управления в Украине
Социальная ответственность бизнеса рассматривается как должное отношение какой-либо компании к своему продукту или услуге, к потребителям, работникам, партнерам; как ее активная социальная позиция, которая должна реализоваться в гармоничн ...