Особая проблема – беспризорные дети, то есть дети-бомжи. В Пензенской области создана система социальных учреждений, позволяющая поместить такого ребенка в тепле и уюте, оказать всестороннюю помощь. Ребенок, поступающий в приют, попадает в атмосферу покоя и умиротворения. Прекрасные условия, ощущение добра, заботы и участия делают свое дело. Ребенок оттаивает душой. Смена образа жизни ориентирует его на другие ценности. Здесь для них первые уроки семейного тепла. Если сердце ребенка оттаяло и готово к любви – необходимо сделать все, чтобы передать ребенка не в огромный, холодный детский дом, а в семью, которая ждет его, которой он нужен. В связи с этим стоит задача, чтобы для каждого ребенка, попавшего в приют, была найдена приемная семья.
Еще одна проблема заключается в том, что социальное неблагополучие для многих семей становится хроническим. Причин экономической несостоятельности семей много. А один из результатов – общий – тиражирование социального неблагополучия. Ребенок, выросший в такой семье, уходит в жизнь с соответствующим социальным опытом. Это острейшая проблема сегодняшнего времени. Уже сегодня можно столкнуться с тем, что в результате развития социальных служб и увеличения объема оказываемой помощи, стали развиваться иждивенческие настроения отдельных категорий граждан. Приходится серьезно задумываться над тем, чтобы оказание материальной помощи было сопряжено с требовательностью к клиентам по принятию мер к самообеспеченности, по воспитанию в семьях трудолюбия, желания искать пути самовыживания. Вся государственная политика при оказании социальной помощи должна быть направлена на стимулирование обеспечения самодостаточности семьи. Поэтому важно оказывать ее такими способами, как предоставление молодняка скота, птицы, вспашка огородов, обеспечение кормами и т.п. при оказании социально-экономической помощи вместо казенного счетно-бухгалтерского подхода необходим индивидуальный учет особенностей семьи. Предоставление помощи в необходимых случаях, как правило, следует обуславливать обязательствами семьи навести порядок на своем подворье, принять другие меры по развитию самодостаточности. А для достижения необходимой объективности, решения по оказанию помощи должны приниматься коллегиально и приближенными к месту проживания семьи органами. Особый интерес в этом плане представляют так называемые социальные микроцентры при сельских администрациях, прообразы которых созданы в настоящее время в Никольском районе. 5 декабря, в день добровольцев, проводится областной семинар по распространению этого опыта на всю область.
Одна из важнейших задач – учить детей и подростков из неблагополучных семей трудиться и зарабатывать. Такая работа уже начата. Создаются для подростков учебно-производственные мастерские. По федеральным целевым программам в эти учреждения поступает оборудование для столярных, слесарных, швейных мастерских. На базе созданных мастерских не просто организуется досуг, допрофессиональная подготовка ребят, но и производительный труд, позволяющий подростку иметь небольшой заработок. Интересный трехгодичный опыт работы таких мастерских есть в Железнодорожном центре социальной помощи семье и детям. Здесь в отделении профилактики безнадзорности подростки, состоящие на учете КДН (часть из них – условно осужденные), ремонтируют под руководством мастеров обувь, выполняют несложные швейные работы по заказам пожилых людей. Подростки получают основы профессии, а через службу занятости получают заработок, который с гордостью несут в семью. Параллельно в отделении организовано общение, досуг, помощь психолога.
Вместе с тем, решить эту проблему только силами социальной защиты невозможно. Требуется широкомасштабное наступление, в котором свое место должны найти и органы образования, и молодежные организации, и службы занятости, и летние оздоровительные учреждения. Необходимо подумать о создании федеральной целевой программы “Занятость, творчество, досуг”. Это позволило бы улучшить финансирование и развитие подростковых клубов, создание творческих и производственных мастерских, рабочих мест для подростков, организацию полноценного досуга. Только имея разветвленную сеть разноплановых учреждений, хорошо оснащенную базу, можно вырвать подростка из среды социального неблагополучия, показать ему другой образ жизни, помочь ему найти себя в ней.
Похожие статьи:
Ценности: понятия, сущность, виды
Кибернетическое понимание общества заключается в представлении его как принадлежащего "к особому классу универсальных адаптивно-адаптирующих систем".
В известном ракурсе культура может рассматриваться как многомерная программа ...
Модели зарубежной социологии управления и эволюция ее методологии
Среди “зарубежных” школ социологии управления можно выделить несколько направлений, самые яркими из них являются европейская школа и североамериканская.
Особенность европейской традиции является исторический взгляд на управление, особое ...
Понятие девиантного поведения
Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поступки или действия, которые не соответствуют принятым в данном обществе нормам и правилам поведения.
В социологии под этим термином чаще всего понимают различные типы негативного социального ...
|