Интегральными индикаторами уровня жизни являются [17, с.54]:
- реальные доходы на душу населения;
- реальная заработная плата;
- поступления доходов от вторичной занятости;
- от реализации продукции личного подсобного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям);
- процентов по вкладам населения,
- пенсий, пособий, стипендий.
С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
Дифференциация доходов и заработной платы
позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности и определить характер политики доходов и заработной платы.
Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:
- распределение населения по уровню среднедушевых доходов
— показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
- распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения —
показатель (в процентах) доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20%-ных (10%-ных) групп населения;
- децильный коэффициент дифференциации доходов —
соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
- коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам Федерации —
соотношение наибольшего и наименьшего уровня средне-душевых доходов в субъектах Федерации;
- коэффициент дифференциации заработной платы —
соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отраслями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д.
Одними из наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини), который представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов населения от их равномерного распределения. [17, с.59].
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг — надушу населения, семью, по социальным группам, регионам, — показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимостные индикаторы. [17, с.63].
Натуральные индикаторы непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами. Для того чтобы получить представление об уровне удовлетворения конкретной потребности, может быть использовано несколько показателей. Например, для того чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктах и их калорийности, их сопоставление с научно обоснованными нормами [21, с.357].
При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом потребления как произведенных в стране, так и импортированных продуктов независимо от вида потребления и способа продажи продуктов населению.
Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах и обучающихся за границей. Важно учитывать также техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава.
Стоимостные индикаторы отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д. [21, с.359].
Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном выражении включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства, например продукции личного подсобного хозяйства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.
Похожие статьи:
Молодёжь в Российской Федерации
Сегодня молодёжь РФ – это 39,6 миллионов молодых граждан – 27% от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Россий ...
Социализация – процесс формирования личности
На протяжении всей своей жизни любой человек постоянно совершенствуется, происходит его социализация
– процесс формирования личности, в ходе которого индивид усваивает умения, образцы поведения и установки, свойственные его социальной ро ...
Человек и потребности в эпоху
Просвещения
Развернутая концепция потребностей появляется в трудах мыслителей эпохи Просвещения (XVIII в.). Так, взгляды французских материалистов этого времени были обобщены в труде П. Гольбаха (1723-1789) «Система природы».
Гольбах считает, что « ...
|