К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни относятся индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения [21, с.368].
Важнейшим индикатором является индекс развития человеческого потенциала.
Он представляет собой среднеарифметическое трех индексов — ожидаемой средней продолжительности жизни, уровня образования и ВВП на душу населения (в долларах, по паритету покупательной способности):
В 90-е гг. значение индекса развития человеческого потенциала в России уменьшилось (с 0,85 до 0,77). При этом в наибольшей мере сократились индексы ВВП на душу населения и ожидаемой средней продолжительности жизни. Близкие к российскому значения этого индекса характерны для некоторых постсоциалистических стран — Белоруссии, Болгарии, Румынии, Литвы. Более высокое значение отмечается в развитых странах — Германии, Нидерландах, Швеции, Финляндии, Японии (свыше 0,9). За ними идут Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Аргентина, Мексика, Чили — свыше 0,8 [46].
Важным индикатором качества жизни является также индекс интеллектуального потенциала общества.
Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП [21, с.372].
За период рыночных реформ в России индекс интеллектуального потенциала общества снизился почти наполовину. Это произошло в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения. Эта тенденция сохранится в ближайшие годы. Прогнозируется, что в 2006 г. индекс интеллектуального потенциала составит 0,37 [44]. .
Индикатором качества жизни является также человеческий капитал на душу населения
Он отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, включающий материально-вещественные условия производства.
К индикаторам качества жизни относится и коэффициент жизнеспособности населения.
Он характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения социально-экономической политики, осуществляемой в момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. По результатам исследования ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) в 1995 г. коэффициент жизнеспособности населения России был определен в 1,4 балла. Балл ниже 1,5 означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения [21, с.389]. .
Коэффициент жизнеспособности населения по разным группам стран имел следующее значение [44]. :
· 5 баллов — не имеет ни одна страна в мире;
· 4 балла — Швеция, Голландия, Бельгия, Дания;
· 3 балла — США, Япония, Германия, о. Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др.;
· 2 балла — Китай, Иран, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция, Вьетнам и др.;
· 1,6 балла — Сомали, Гаити, Бирма (с 1989 г. Мьянма);
· 1,5 балла — Босния, Западная Сахара.
Частные индикаторы характеризуют отдельные стороны качества жизни. К ним относятся следующие: [44].
1) социально-демографические — продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;
2) экономической активности населения — уровень безработицы, миграция населения и ее причины;
3) социальной напряженности — участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности;
4) развития социальной сферы— доля расходов на образование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, число учащихся и студентов, в том числе обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся на одного преподавателя;
5) экологические — содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.
Похожие статьи:
Рекомендации социальному педагогу по работе с семьей, в которой есть дети –
подростки
Объектом воздействия социального педагога могут быть: ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив. Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощ ...
Кратология – наука о власти
Рассмотрев сжатый обзорный материал, посвященный теме власти в разные эпохи у разных авторов, перейдем к описанию феномена власти видении соотечественников. Достаточно полно в этом поможет монография академика Российской Академии естестве ...
Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике
Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах сем ...
|