В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Ее гарантированный объем обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства от 26 октября 1999 г. (далее – Программа государственных гарантий).
К недостатку этих программ можно отнести крайне малый удельный вес профилактических мероприятий. Так, несмотря на то, что Программа государственных гарантий относит к амбулаторно-поликлинической помощи проведение профилактических мероприятий, базовая программа ОМС говорит о предоставлении этого вида помощи при инфекционных и паразитарных заболеваниях (за некоторыми исключениями), новообразованиях, болезнях различных органов и систем и прочих расстройствах и нарушениях.
Это совершенно не согласуется с провозглашенным в ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан принципом приоритета профилактических мер. А ведь любую болезнь легче предупредить, чем лечить, и не только легче, но и дешевле как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Поэтому значительную долю в программе ОМС должны занимать меры профилактики и ранней диагностики заболеваний, как это делается в других странах. Там программы страхования на случай болезни предусматривают санитарное просвещение застрахованных, профилактику стоматологических заболеваний, ежегодные обследования по раннему распознаванию рака у женщин начиная с 20 летнего возраста, а у мужчин - с 45 лет.
В нашей стране чаще всего дети застрахованы в муниципальных страховых компаниях, а каждый из родителей – в страховой медицинской организации, которая избрана их работодателем. Поэтому вряд ли можно говорить о том, что в ближайшее время у каждой российской семьи появится семейный врач и будут реализованы важнейшие принципы охраны здоровья семьи.
Не реализуется и право застрахованных на выбор врача, предусмотренное ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Очень остро сегодня стоит проблема лекарственного обеспечения. При скудном финансировании медицинских учреждений даже при стационарном лечении пациенты не обеспечиваются лекарственными средствами, одноразовыми шприцами, перевязочными материалами, хотя это и предусмотрено законодательством. Амбулаторное лечение вообще не предполагает обеспечения лекарствами.
Поэтому можно сделать вывод о том, что программы ОМС по объему медицинской помощи не позволяют компенсировать социально-рисковую ситуацию, связанную с необходимостью получения медицинской помощи или профилактики заболеваний.
Но даже та помощь, которая оказывается, как правило, не соответствует необходимым стандартам качества.
На сегодняшний день в нашей стране практически не осуществляется дифференциация программ ОМС для различных категорий населения с учетом их потребностей. Так, для работающих важны профилактические мероприятия, диспансеризация, раннее выявление заболеваний, для нетрудоспособных и престарелых – лечение имеющихся заболеваний, реабилитационные мероприятия и т.п.
Совокупные расходы на функционирование здравоохранения (государственные и страховые) крайне низки и достигают порядка 2,8 – 3,0% ВВП, тогда как по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и МОТ их минимально-допустимый уровень должен составлять не менее 5% ВВП.
Для России с ее территориальной спецификой рассредоточения малонаселенных пунктов и мест проживания этот минимальный порог объемов финансирования должен быть существенно выше.
Развитые страны в среднем тратят около 6 - 8% ВВП на медицинское обслуживание населения, что в абсолютном выражении в расчете на одного жителя равняется примерно $2,0 - 2,5 тыс. в год по сравнению с $100 в России.
Более того, такой важный бюджетоформирующий показатель, как расчетный норматив Минздрава России по оказанию медицинской помощи населению за счет бюджетных средств, составляет всего 1544 рубля в год на душу населения, то есть всего $50.
Это приводит к низкому уровню медицинского обслуживания в стране, особенно малоимущих слоев населения, для которых медицинские услуги предоставляются зачастую только в самых неотложных случаях и на поздних стадиях протекания заболеваний.
Достаточно показательна в этой связи комплексная оценка системы здравоохранения в Российской Федерации, данная ВОЗ в 2005 году: Россия находится на 130-м месте в группе из 191 страны – члена организации.
В настоящее время система здравоохранения в России является бесплатной лишь номинально. На практике пациенты повсеместно вынуждены оплачивать ряд медицинских услуг и лекарств. Объем оплачиваемых медицинских услуг эксперты оценивают в диапазоне 25 - 50% всех затрат на здравоохранение.
Похожие статьи:
Приложения
Приложение А
Таблица 1 - Окажут ли, на Ваш взгляд, выборы в Госдуму влияние на положение в Вашей республике и если да, то какое
Кабардино-Балкария (Нальчик)
Чечня (Грозный)
Дагестан (Махачкала)
Ингушетия (Назрань) ...
Стиль сотрудничества("Сова")
Следуя этому стилю, вы активно участвуете в разрешении конфликта и отстаиваете свои интересы, но стараетесь при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с большинством других подхо ...
Проблемы социальной реабилитации лиц "бомж"
- бывших заключенных
Среди "бомжей" значительную часть составляют бывшие заключенные, поэтому одним из направлений социальной работы с данной категорией населения является реабилитационная деятельность. Особым направлением реабилитационной деятельно ...
|