Аналитические приемы: традиционный анализ сновидений, свободных ассоциаций, фантазий, пересекающихся переносов-контрпереносов, индивидуального, семейного сопротивления (защит), актуальных переживаний членов семьи с помощью конфронтации, прояснения, интерпретации и тщательной проработки.
Специальные техники семейной психоаналитической психотерапии (по Н. Аккерману, 1982): противодействие неуместному отрицанию, смещению и рационализации конфликта;
трансформация скрытого, неявного конфликта в открытую форму взаимодействия; поднятие скрытого внутреннего конфликта до уровня межличностного взаимодействия;
нейтрализация паттернов формирования роли "козла отпущения", укрепляющей позицию одного из супругов за счет принесения в жертву другого;
преодоление сопротивления и ослабление общего конфликта, чувства вины и страха посредством конфронтации и интерпретации;
проигрывание роли родителя со стороны психотерапевта, контролирующего межличностную опасность, служащего источником эмоциональной поддержки и удовлетворенности, обеспечивающего недостающие супружеской паре эмоциональные составляющие (улучшение комплиментарности отношений);
использование психотерапевтом самого себя в качестве "инструмента" для тестирования реальности; просветительская функция психотерапевта и его демонстрация на собственном примере полезных моделей "здорового" взаимодействия между супругами.
Специфические неаналитические техники: наблюдение; слушание; вопросы и резкие остановки "при пустом обсуждении"; техника улучшения коммуникативных возможностей; отстранение с целью объективного суждения; частичное вмешательство (интервенция); активность;
мини-интерпретации; сопоставление позиций-метафор (конструктивный спор); откровенность как расходование ресурсов конфронтации; исследование супружеских объектных отношений по сферам (психоэмоциональная, сексуально-эротическая, культурного общения, материально-бытовая, воспитательная); сопоставление паттернов поведения в родительских семьях; анализ контекста фраз, слов, их специфики у каждого из супругов; эмпатия;
конгруэнтность; принятие и полное понимание всех членов семьи (или одного из них при индивидуальной форме).
Организация психотерапии, сеттинг. Варианты сеттинга:
работа с одним членом семьи (поочередно одним психотерапевтом, реже - параллельно двумя);
работа с диадой (родитель - ребенок, супруги);
работа с семьей (триадой и более).
>1 Частота сеансов: 1-2 раза в неделю по 1,5 часа с диадой, семьей или по 50 минут с одним членом семьи.
Продолжительность психотерапии от 20-40 сеансов до 1-3 лет (иногда более) в варианте длительной семейной психотерапии и 12-15 сеансов с частотой 2-3 раза в неделю по 90 минут каждый в варианте краткосрочной семейной психотерапии. Дата окончания оговаривается только во втором варианте. [4]
Кабинет должен иметь объем больше, чем это принято в случае индивидуального консультирования и психотерапии, рассчитанный на 3-5 (7) человек, с игрушками, мягкими креслами, игровыми предметами и выполненный в приятной сбалансированной цветовой гамме.
Семейный психоаналитический психотерапевт должен обязательно иметь:
а) базовое психологическое или медицинское образование;
б) специализацию в области психотерапии (желательно психоаналитически ориентированного направления);
в) специальные знания в области семейной психологии, семейной психотерапии, в том числе, семейной психоаналитической психотерапии;
г) опыт решения психологических личностных и семейных проблем (конфликтов, кризисов, трудностей);
д) опыт супервизирования с более опытными коллегами (психоаналитиками, клиническими психологами, семейными психотерапевтами), т.е.1-2 завершенных случая семейной психологически ориентированной психотерапии. [5]
Таким образом, можно сделать вывод, что психоанализ представляет собой необходимое направление психотерапии направленной на установление нормальных отношений, а также ликвидации межличностных и внутриличностных конфликтов членов семьи. Необходимость формирования модели психоаналитической психотерапии обусловлена общественным заказом детерминирующим качественность и результативность функционирования этой модели.
Похожие статьи:
Профилактика беспризорности
В 90-е годы государством создана новая система реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ней участвуют все министерства и ведомства социальной направленности.
Только наращивание числа специализированных ...
Этапы формирования личности
В детском и подростковом возрасте закладываются основы здорового образа жизни, гармоничной системы отношений с окружающим миром. Многие наши проблемы, трудности и болезни связаны с особенностями воспитания и развития человека. Поэтому про ...
Развитие межличностных отношений
Общение подростка с взрослыми. В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям ...
|