Таблица - Этапы развития личности по Эриксону:
Этап развития |
Психологический кризис |
Доминирующая социальная среда |
Благоприятный результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
Младенчество |
Основы доверия в противовес недоверию |
Семья |
У ребенка вырабатываются доверительные чувства к себе, своим родителям и к миру |
Раннее детство |
Самостоятельность в противовес стыду, сомнениям |
Семья |
Ребенок вырабатывает у себя чувство самоконтроля без ущерба самоуважению |
Возраст 4-5 лет |
Инициатива в противовес чувству вины |
Семья |
Ребенок учится задавать направление и цель своим действиям |
Возраст с 6 лет до начала периода полового созревания |
Трудолюбие, усердие в противовес ощущению подчиненности, зависимости |
Соседи; школа |
Ребенок приобретает чувство уверенности в своих знаниях и умениях |
Подростковый период |
Осознание собственной личности в противовес путанице с социальными ролями |
Группа сверстников и внешние группы |
Индивид развивает самоидентификацию - ясное ощущение собственного Я |
Юность |
Любовь в противовес одиночеству |
Друзья и партнеры |
Индивид вырабатывает способность стремиться к достижению конкретной карьеры и завязывать продолжительные близкие - дружеские и любовные отношения |
Взрослый |
Творческий потенциал в противовес застою |
Новая семья, работа |
Индивида начинают волновать проблемы за пределами собственной семьи: другие люди, будущие поколения и общество в целом |
Пожилой возраст |
Целостность в противовес отчаянию |
Выход на пенсию и близящаяся
смерть |
Индивид обретает чувство удовлетворения прожитой жизнью |
Дэниэл Дж. Левинсон также придерживается мнения о поэтапном развитии взрослого индивида. Он и его коллеги из Йельского университета провели исследование 40 мужчин в возрасте приблизительно от 35 до 45 лет. Ученые выявили шесть периодов, начиная с возраста 18 лет - 21 год и кончая возрастом под 50 лет. По мнению Левинсона, первостепенная задача, стоящая перед индивидом в течение всей его взрослой жизни, заключается в выстраивании собственной структуры жизни. Однако эта структура не создается раз и навсегда; она должна непрерывно подвергаться модификации и переоценке. Переходные периоды имеют тенденцию вырисовываться через два-три года после имеющих символическое значение круглых дат жизни - 20, 30, 40, 50 и 60 лет. В ходе взаимодействия со своим окружением каждый индивид намечает для себя цели, вырабатывает средства для их достижения и пересматривает базовые посылки.
Некоторые социологи придерживаются мнения о том, что неожиданные события, происходящие в жизни людей, оказывают гораздо большее воздействие на их развитие, чем прогнозируемые переходы от одного этапа к другому, например брак, рождение ребенка или выход на пенсию. Эти социологи утверждают, что теории поэтапного развития игнорируют колоссальные различия, характерные для жизненного опыта разных людей. Взрослая жизнь неодинакова для мужчин и женщин, богатых и бедных. Даже эпоха, в которую человек живет, имеет значение - Первая мировая война, Октябрьская революция 1917 г., коллективизация, Вторая мировая война или перестройка. Более того, эти социологи утверждают, что возрастные нормы и “социальные часы” обеспечивают подготовку людей к основным переходным периодам в жизни. Следовательно, люди обычно рассматривают эти периоды как естественный ход жизни и не воспринимают их в качестве кризисных или стрессовых ситуаций.
Похожие статьи:
Пять пародоксов национального самосознания белорусов
По этому поводу в научных, околонаучных и квазинаучных кругах представлен широкий спектр мнений, полюсные точки которого можно определить как:
1)"О каких белорусах теперь можно говорить, когда этот, с позволения сказать, народ не им ...
Методы управления молодежной политикой
Государственная молодежная политика является комплексной структурой, включающей в себя множество элементов, таких как образование, здравоохранение, патриотическое воспитание, социальная защита и обеспечение молодежи и молодых семей, а так ...
Материалистическое понимание истории в теории К. Маркса. Особенности социально-философского
учения Маркса
Не смотря на то, что Маркс никогда не считал себя социологом, негативно относился к этой науке и был противником позитивного метода, сегодня он считается одним из классиков данной дисциплины. Во-первых, это связано с более широким пониман ...
|