Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы
Страница 1
Материалы и статьи » Семейная государственная политика как основа преодоления институционального кризиса семьи » Семейная политика на современном этапе развития России. Основные ее принципы

В современных условиях существует несколько подходов к определению социальной политики в целом.

По мнению одних ученых, социальная политика включает в себя решение проблем, связанных с образованием, медициной, жилищным строительством, денежными доходами, которые в совокупности должны служить «народному здоровью».

Другие ученые считают, что проблемы «социального благосостояния общества» должны быть центральной проблемой социальной политики.

Часть исследователей придерживается позиции, согласно которой «социальная политика – это политика правительства и его действия, имеющие прямое влияние на благосостояние граждан, обеспечение их службами и доходами».

Одним из важнейших направлений социальной политики является семейная политика, направленная на повышение роли и значимости семьи в обществе, поддержании и укреплении ее как социального института.

Главными целями семейной политики

являются:

• обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее функций: экономической, воспроизводственной, воспитательной, культурно-психологической и др.;

• повышение качества жизни российских семей;

• создание благоприятных условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей;

• обеспечение прав детей на полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Основными принципами семейной политики

являются: принцип суверенности (независимости семьи от государства), принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.

1. Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который, с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм, рассматривается как девиантный, отклоняющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.

Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосновываемое интересами общества или государства (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно. При этом все не оговариваемые юридические случаи прямого вмешательства государства или иных социальных институтов в жизнедеятельность семьи должны считаться нарушением принципа суверенности.

Вместе с тем не является нарушением принципа суверенности семьи пропаганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (экономическая и любая иная) поддержка их. Во всяком случае, до тех пор, пока семья имеет возможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.

2. Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. В действительности свобода выбора имеет вполне конкретные, исторически определенные границы, которые связаны с определенными периодами. Например, быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обусловило распад системы социокультурных норм многодетности, отмирание запретов на применение контрацепции и аборты. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности.

В наше время массовым, нормативным, стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно, этот «выбор семьи» абсолютно безальтернативен, т.е. никакого выбора в действительности нет.

Семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу.

Разумеется, общество в лице государства и других социальных институтов также свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.

3. Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенитета и свободы выбора. Он означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, в условиях реформирования экономических и политических отношений.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Основные факторы развития личности
Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения (В. Ядов). В соответствии с этим взглядом личность раз ...

Проблематизация
Проблематизация - формы и методы постановки и употребления проблем в мышлении. Проблематизация определяется через трактовку смысла и функции проблемы в деятельности и мышлении. Термин проблема употребляется как минимум в трех смысловых зн ...

Роль социальной работы в сфере занятости в решении проблем трудоустройства молодежи. Роль профориентационной работы в выборе профессии. Формы и методы профориентационной работы со школьниками
Как уже не однократно отмечалось ранее, каждому человеку на определенном жизненном этапе приходится решать вопрос «кем быть?». Важным для нас является то, что этот выбор жизненно важен не только для него лично, но и для общества в целом. ...