Проводимая в современной России социальная политика строится по принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП, ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым категориям населения.
Однако традиция активного участия государства в управлении экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых компаний.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995 г. утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и социальной работы.
К ним относятся:
• граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
• участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, труженики тыла во время Великой Отечественной войны;
• одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и другим основаниям);
• вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и в мирное время;
• бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
• лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
• зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
• лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;
• лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-воспитательного учреждения;
• лица без определенного места жительства;
• семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики;
• семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;
• семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• семьи с низким уровнем дохода;
• многодетные семьи; • неполные семьи;
• семьи несовершеннолетних родителей;
• молодые, в том числе студенческие семьи;
• матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
• беременные женщины и кормящие матери;
• самостоятельно проживающие выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения материальной независимости и социальной зрелости);
• дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
• безнадзорные дети и подростки;
• дети и подростки с девиантным поведением;
• дети, испытывающие жестокое обращение и насилие в семье, оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию;
• разводящиеся семьи;
• семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;
• граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам. [6, 32]
Государство реализует политику социальной защиты населения через социальные программы и систему социального обслуживания населения (через сеть учреждений).
Похожие статьи:
Технология оказания адресной социальной помощи малообеспеченным семьям в г. Тотьма
Вологодской области
Рассмотрим технологию оказания адресной помощи социальными работниками в городе Тотьма Вологодской области.
1. Объект – малообеспеченные семьи.
2. Субъект – специалисты по социальной работе.
3. Цель – создание системы для организации р ...
Теории социального развития: эволюция научных взглядов
Социальное программирование - это такая форма управленческой деятельности, которая связана с моделированием будущего, с оценкой возможных вариантов его осуществления и выбором наиболее приемлемых в данной ситуации. Оно предполагает реализ ...
Основные подходы к образованию
На протяжении всего XX столетия подходы к образованию разрабатывались и детализировались. На их основе возникали научные школы, формировались особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус: философия образования ...
|