Развитие социальной мысли в ХХ веке на примере личности
Страница 1
Материалы и статьи » Развитие социальной мысли в ХХ веке на примере личности

Социология – интегративная наука о системном понимании общества. Её предметом являются общие специфические законы развития, функционирования социальных систем, конкретные формы и проявления этих законов в деятельности общества, классов, социальных групп, человека.

1 закон – закон общественного разделения труда;

2 закон – закон удовлетворения возрастающих потребностей человека и общества;

3 закон – закон экономии рабочего и увеличения свободного времени для всестороннего и гармоничного развития личности каждого человека.

Итак, вся история мировой социальной мысли в первую очередь отражает главное в происходящих в обществе процессах:

жизнедеятельность человека, вступающего в отношения с другими людьми с целью удовлетворения возникающих потребностей.

Именно конкретно-исторические типы и виды взаимодействия людей определяют конфигурацию, характерные черты, противоречия и тенденции развития общественной жизни.

Но не только жизнедеятельность человека характеризует качественную определенность общества, но и общество формирует человека как существо мыслящее, обладающее речью и способное к целенаправленной творческой деятельности. Факт, что при всех качествах, выделяющих человека из животного мира, все же человек остается биологическим существом, звеном в цепи развития живых организмов на Земле.

Взаимодействие личности и общества всегда являлось одной и из центральных проблем социологии. Общество и личность - сложнейшие многофункциональные системы, при том разнопорядковые. Соответственно возникает много подходов к анализу процесса их взаимодействия.

Вот и мне в этой работе хотелось бы рассмотреть развитие социальной мысли в ХХ веке на примере жизни одного человека. Его биография и его труды являются единым целым, удивительно подтверждают и дополняют друг друга, развиваясь на протяжении всей жизни. Так или иначе, мы судим о какой-либо эпохе в развитии человеческого общества и его социальном строе чаще всего по какой-то заметной личности, олицетворяющей собою этот временной срез.

Эта личность для России в моем социологическом видении - Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог 20 века.

Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже около сорока лет был «американским социологом, прочно занимавшим одно из мест в первой «десятке» ведущих социологов мира.

Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми, крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой, помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: «Я познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители культа, официальные лица, доктора, писатели .представители разных политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и стал разбираться в социальных условиях. .Мое интенсивное чтение доселе неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор»

В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п. Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. «зайцем» проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких, как «Вестник Знания», «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма». В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы, когда студент был лектором.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Похожие статьи:

Приложения
Приложение А Таблица 1 - Окажут ли, на Ваш взгляд, выборы в Госдуму влияние на положение в Вашей республике и если да, то какое   Кабардино-Балкария (Нальчик) Чечня (Грозный) Дагестан (Махачкала) Ингушетия (Назрань) ...

Социальная стратификация и мобильность.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ Это понятие ввел п. Сорокин Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что обществ ...

Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике
Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах сем ...