Виды (типы) моделей

Выделяют несколько видов (типов) моделей: познавательные, эвристические, модели будущего – прогностические, модели желаемого, заданного состояния.

Наиболее распространенными методами моделирования в социальной сфере являются разработка, анализ и исследование модели проблемной ситуации, моделей нововведений (инновационных моделей), эвристических моделей и специальных математических моделей

К социальным моделям также относятся: моделирование демографических процессов, модели экологической безопасности, модели социальной адаптации мигрантов и другие.

Модели, если отвлечься от областей, сфер их применения, бывают трех типов: познавательные, прагматические и инструментальные.

Познавательная модель - форма организации и представления знаний, средство соединения новых и старых знаний. Познавательная модель, как правило, подгоняется под реальность и является теоретической моделью.

Прагматическая модель - средство организации практических действий, рабочего представления целей системы для ее управления. Реальность в них подгоняется под некоторую прагматическую модель. Это, как правило, прикладные модели.

Инструментальная модель - средство построения, исследования и/или использования прагматических и/или познавательных моделей.

Познавательные отражают существующие, а прагматические - хоть и не существующие, но желаемые и, возможно, исполнимые отношения и связи.

По уровню, "глубине" моделирования модели бывают:

эмпирические - на основе эмпирических фактов, зависимостей;

теоретические - на основе математических описаний;

смешанные, полуэмпирические - на основе эмпирических зависимостей и математических описаний.


Похожие статьи:

Предмет и структура демографической науки. Основные категории демографии. Взаимосвязь демографии и других наук
Демография (от греч. demos- народ и grapho- пишу)- наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т. д. Демография – это наука о закономерностях воспроизв ...

Организация культурно-досуговой деятельности с подростками отклоняющегося поведения. Характеристика основных средств воздействия культурно-досуговой деятельности на подростков отклоняющегося поведен
Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств сущностных сил человека и оптимизации социо-культурной среды, окружающей его. Процесс функционирования КДД можно представить как взаимодействие двух тенденций: социализа ...

Французская классическая социологическая школа
Характеризуя французскую социологическую школу классического периода, выделим концепции двух исследователей — Э.Дюркгейма (1858—1917 гг.) и Г.Тарда (1843— 1904 гг.). Между ними развернулся спор по основному вопросу социологии, специфическ ...