Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «это» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация людей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая — характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лип, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным, формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркотизм, проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состояний конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Похожие статьи:
Развитие сети учреждений для лиц БОМЖ
В соответствии с перечнем объектов строительства, реконструкции и ремонта зданий для создания домов ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и оснащения их оборудованием в 2007 году: создано отделение ночного пребыван ...
Сущность социальной защиты
Система социальной защиты населения как особый социальный институт находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», испол ...
Теории общества. Основные
понятия
Общество, инструментальная концепция, семантическая концепция, гендерная концепция, сексуальная концепция, кратическая теория, доиндустриальное общество, вождество, индустриализация, урбанизация, индустриальное и постиндустриальное общест ...
|