Ролевые теории и социальный статус личности
Страница 3

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З.Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «это» — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «супэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация людей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих).

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая — характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лип, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным, формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркотизм, проституцию, самоубийство.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состояний конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение — это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

Страницы: 1 2 3 


Похожие статьи:

Социология и другие науки
До недавнего времени самостоятельное место социологии среди других наук было очень спорным. Некоторые ученые считали, что социология это простая сумма достижений других (конкретных) наук, которые накапливают свой материал с помощью наблюд ...

Выводы
Конфуций впервые в истории Китая с помощью образа цзюнь цзы поднял значение бюрократии в системе управления и обществом в целом. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением правил ,но и воплощать их в жизнь на собственном при ...

Пожилые люди
В современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. В целом в экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет 12—22% общей числен ...