Политический идеал государственного устройства в учениях Конфуция
Страница 1
Материалы и статьи » Понимание устройства общества в трудах Конфуция и Макиавелли » Политический идеал государственного устройства в учениях Конфуция

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.Согласно разработанной им схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли("правилах") им он предавал большое значение. Правила, по сути, устанавливали морально-этические основы жизни человека, общества и государства в целом. Значение ли

весьма объемно. Сюда входят и жэнь

("человеколюбие") и прежде всего любовь к ближнему ,к родственникам.Сяо- сыновья почтительность, уважение к старшим и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливость), по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции. "

Учитель сказал: "

Можно ли управлять с помощью вежливости, не возникнут ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут ли существовать правила?!"

. Вежливость, по сути, означала верность ритуалам и на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как к семье в отдельности, так и к государству в целом, где правитель становился главой "семейства

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Идея заключалась в том, чтобы ввести древнекитайские традиции в рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (логистам), выступавшим за насаждение закона силой. В своем Учение Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "

Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным".

. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила Для того, чтобы создать правила, которые бы оставались жизнеспособными в течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе

"(гармония, борьба противоположностей). "

Правила надо создавать через достижение единства через разногласия".

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли”, эти Правила выполняли роль закона. "

Если правитель любит ли

, то никто из народа не посмеет быть непочтителен; если правитель любит справедливость, то никто из народа не посмеет не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства".

В роли правителя у Конфуция должен выступать цзынь-цзы("совершенно мудрый"). По Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с помощью ли

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Проблема законодательного обеспечения малообеспеченных семей
За три года, прошедшие с момента принятия Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на федеральном уровне в основном завершено формирование нормативной базы «для использования прожиточного минимума при предоставл ...

Молодёжь и современное общество.
Поскольку молодежный фактор во многом определяет направленность и качественный уровень жизнедеятельности общества в обозримом будущем, создание необходимых условий для реализации потенциала новых поколений составляет основу социальной пол ...

Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика
Демографические процессы лежат в основе многих долгосрочных тенденций, определяющих социально-экономическое развитие и национальную безопасность страны. В связи с этим сложившаяся многолетняя тенденция к сокращению численности населения ...