Личность и социальные роли: понятие и сущность. Сущность личности
Страница 1
Материалы и статьи » Социальные роли личности » Личность и социальные роли: понятие и сущность. Сущность личности

Личность – необычайно сложное понятие, которое является одним из центральных понятий социологии, философии и психологии. На социологическое понятие личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. Для социолога “личность” - это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т. е. они отмечают в людях социально типическое).

Философия больше оперирует емким понятием “человек”, которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе общежития (как непосредственный продукт сосуществования с другими), несколько абстрагируясь от всего остального.

Личность – единственный социальный субъект, который по уровню функциональной сложности сопоставим с обществом в целом. Социологическое видение личности предполагает анализ ее роли и способов участия в общественной жизни. В ролевой теории личности основными аналитическими единицами являются собственное Я (единица личности), социальный статус (единица социальной структуры) и социальная роль (единица культуры). Рассмотрим их подробнее.

При определении сущности личности в социологии существуют две «оппозиционные» трактовки. Первая предполагает видение сущности личности как воспринятой, перенятой у общества. Такая трактовка восходит к определению личности, которое дал в XIX веке Д. Майерс, он определил ее как «совокупность всех общественных отношений».

Другая трактовка акцентирует внимание на сущности личности и ее особости, индивидуальности. Сущность этой трактовки можно проиллюстрировать с помощью определения В. Розанова «личность творит, приносит нечто новое в мир не общим, что есть у нее с другими людьми, а исключительным».

Оппозиция этих двух подходов восходит к давнему спору. Школа Л.С. Выготского, в которой был разработан «деятельностный подход» к определению сущности личности, искала источник неповторимости «Я» человека в его бытии, в социальных отношениях, взаимосвязях, в его деятельности. Западная социология в лице одного из своих лидеров Ж. Пиаже отстаивает прямо противоположную позицию: сущность личности в ее задатках, в неповторимых генах закодированных особенностях, которые определяют индивидуальность данного человека.

В рамках деятельностного подхода источником развития личности являются ее способности, стимулирующие активность человека. Другой подход основную роль в развитии личности отводил потребностям как стимулятору человеческой активности. Сущность личности не проявляется с момента рождения человека. Личностью человек становится. Процессом подготовки к выполнению роли субъекта социальной жизни человека является процесс воспитания. Основные участники этого процесса - общество и сам индивид. Общество с момента рождения человека социализирует его, приобщает к культуре, дает знания, учит этическим и эстетическим нормам, т. е. передает социокультурный опыт. Человек, овладев этим опытом, начинает сознавать свою особость, индивидуальность.

Понятие личности многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее). С другой стороны, личность понимается как социальное единство индивида, как совокупность его черт, образовавшихся в процессе взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его субъектом труда, познания и общения.

Понятие личности используется в социологии в двух значениях:

1) под личностью понимается «нормативный» тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам. Синонимом служит «модальная личность», или национальный характер, под которым понимается совокупность социально-значимых черт поведения личности, включая традиционные для данной культуры стереотипы поведения (трудолюбие, общительный нрав, деловитость, коллективизм и др.);

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Социологизм Э. Дюркгейма
На рубеже столетий стала очевидной ограниченность методологии традиционного натуралистического позитивизма, обостряется противоречие между новыми фактами об общественной жизни и старыми теоретическими схемами. Социология, как и ряд других ...

Символика
Кельтский крест Свастика Руны, особенно изображение двух рун зиг (символ СС), руна одал и хагалаз Мёртвая голова Железный крест Чёрное солнце «Sieg Heil!» «Blood & Honor» «White Power» 14/88: 14 слов Дэвида Лэйна – «We must s ...

Опыт реализации управления молодежной политикой на муниципальном уровне. Зарубежный опыт реализации молодежной политики на примере европейских государств
Основной причиной формирования молодежной политики как отдельного направления социальной политики является трудность процесса социализации молодых людей в современных условиях. Некоторая часть молодых людей выпадает из общего процесса ада ...