Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками. Проблемы подросткового возраста
Страница 1
Материалы и статьи » Социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками » Авторский проект изменения принципов и технологий работы с дезадаптированными детьми и подростками. Проблемы подросткового возраста

Изучению подросткового возраста посвящено большое число работ, в которых анализируются следующие вопросы: место подросткового возраста в онтогенезе, подростковый кризис психического развития (П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), новообразования возраста, проблемы ведущей деятельности в структуре личности, самосознание, интеллект (А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, А.К.Маркова), общение подростка со взрослыми и сверстниками (Ю.И.Кушнер). Все исследователи данной проблемы особое внимание уделяют вопросам кризиса возраста, чувству взрослости, роли общения, самооценки в развитии подростка.

Автор попытался на практике изучить своеобразие подросткового возраста и выявить те основные проблемы, которые раскрывают практически все ученые в своих исследованиях. Базой авторского исследования стал реабилитационный центр с приютом в г. Красноармейске. В исследовании приняли участие 61 подросток в возрасте 12-16 лет и 16 педагогов и воспитателей. Анкетирование детей, педагогических работников, беседы, наблюдения, ретроспективный анализ позволили автору подтвердить основные закономерности психического развития подростков. Анкета представлена в приложении 6.

Так, исследователи особенностей подросткового возраста выделяют три этапа:

докритический (5-6 классы 10-12 лет );

критический (7 класс 13-14 лет);

посткритический (8-9 классы 15-16 лет).).

Какой из этих этапов наиболее сложен в воспитательном отношении?

Воспитателям была предложена методика неоконченных предложений - «Мне труднее всего работать с детьми подросткового возраста, потому что ."

5 педагогов назвали трудными возраст 10-12 лет,

5 педагогов назвали трудный возраст 13-14лет,

6 педагогов назвали возраст самым трудным 15-16 лет.

По мнению педагогов, трудности нарастают из года в год. Анализ мнений педагогических работников показывает, что осложнения в работе с детьми в возрасте 10-12 лет не выходят за пределы обычных школьных проблем. Ребята не умеют управлять собой, не приспособлены к длительному труду, не воспитано чувство дружбы. В возрасте 13 лет (7 класс) диапазон проблем расширяется. Подростки становятся "неуправляемыми", наблюдаются отклонения в поведении, пассивны к учебному труду, слова и убеждение на них не действует, ведут себя вольно. Сложнее с 14-16-летними, потому что подростки в этом возрасте очень самолюбивы, появляются новые интересы вне школы, обостряется чувство справедливости, усиливается стремление к самостоятельности, в связи с взрослением потерян контакт с родителями, не интересуются учебой, категоричны в отстаивании своего "Я". Отвечая на вопрос: "Чем дети в возрасте 13-14 лет отличаются от тех, кто на год младше?", педагоги отметили приобретение из года в год положительных черт и накопление нежелательных качеств личности и поведения. Дети более старшего возраста отличаются большей организованностью, собранностью, самостоятельностью. Подростки 13 лет отличаются большей заинтересованностью оценкой сверстников своей личности, критически относятся к учителям, взрослым. Несовершеннолетние 14-16 лет более серьезны, но не все, часть подростков еще не осознала свои задачи, многие определились в отношении своего будущего обучения, повысился уровень образованности, расширились их кругозор, представления о мире, людях. Таким образом, старший подростковый возраст (посткритическая фаза) оказывается сегодня самым трудным для взрослых.

Единственная положительная тактика по отношению к старшим подросткам - активная помощь им, поддержка в выстраивании личности, в обретении себя, что необходимо учитывать взрослым при работе с подростком. Познание себя, формирование на этой основе определенных отношений к себе изменение самооценки – это наиболее существенные качественные преобразования подросткового возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5


Похожие статьи:

Выводы
Таким образом, исследования социальных аспектов развития корпоративного управления в Украине позволяют сделать следующие выводы. 1. Процессы социализации корпоративного управления в Украине связаны с переходом от государственных императи ...

Алкоголизм и наркомания подростков.
Проблема пьянства в подростковом возрасте имеет очень важное значение, поскольку само по себе регулярное потребление спиртного в столь уязвимом возрасте уже экстраординально. При столь раннем начале употребления спиртного очень высок риск ...

Политический идеал государственного устройства в учениях Конфуция
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.Согласно разработанной им схемы государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли("правилах&q ...