После распада СССР во всех странах Средней Азии заметно усилилась деурбанизация. Особенно значительные масштабы она приняла в Таджикистане, Узбекистане и Киргизии, в первом из которых в городах сегодня проживает около 1/4, а в двух других – около 1/3 всего населения. Деурбанизация затронула и сами города, которые под влиянием массового оттока некоренного и притока коренного сельского населения все более приобретают аграрный облик. Деградация системы образования привела к тому, что большинство коренного населения имеет низкий образовательный уровень и не знает русского языка. При этом население Средней Азии имеет благоприятную в плане обеспечения трудовыми ресурсами возрастную структуру – более 1/3 составляют дети в возрасте до 14 лет и около 60% - люди в трудоспособном возрасте.
В последние годы приток «русскоязычного» населения в Россию из стран Средней Азии сократился. В основном эта часть населения успела покинуть регион или адаптировалась к новым условиям жизни. Значительную роль в сокращении миграционного оттока русских сыграло успешное социально-экономическое развитие Казахстана, на территории которого проживает более 60% славянского населения Средней Азии. Отток коренного населения, напротив, усилился. Помимо Таджикистана значительный приток мигрантов стал направляться в Россию из других трудоизбыточных стран региона - Киргизии и Узбекистана. По различным оценкам, на конец 2005 г. в России находились от 1,8 до 3,5 млн. трудовых мигрантов из стран ЦА, 9/10 которых прибыли из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии .
Рассматривая перспективы миграций между Россией и Средней Азией, следует принять во внимание следующие обстоятельства. Основными трудоизбыточными республиками на огромном пространстве центрально-азиатского региона являются Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. Нехватка земельно-водных ресурсов, использование которых ограничено преобладанием горных и пустынных ландшафтов, а также тяжелое состояние экономики будут и далее побуждать их население искать лучшей жизни «за границей». К тому же среднегодовые темпы прироста населения Средней Азии (без Казахстана) в постсоветский период, несмотря на снижение, составляли порядка 2%.
Похожие статьи:
Образование как глобальная проблема общества
Образование в обществе выступает не только в качестве социального института, но и как система. Люди воспринимают образование как систему, включающую в себя различные ступени и уровни (дошкольное, школьное, профессиональное, высшее и т.д.) ...
Теории становления и развития власти
С возникновением в седьмом-шестом тысячелетии до нашей эры обществ, гораздо более крупных и совершенно непохожих на первобытные, связано появление городов, и характерного для них ярко выраженного неравенства, а так же появление упорядочен ...
Пьер Бурдье о социальной реальности и социальном пространстве
В начале своей лекции Бурдье говорит о социальной реальности, которая представляет собой «сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с д ...
|