Немецкая классическая социологическая школа
Материалы и статьи » Немецкая классическая социологическая школа

На вторую половину XIX — начало XX в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических теорий, ставших классическими. Анализ классического периода в развитии социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их классификации. Здесь существуют различные подходы.

Чаще всего используется принцип соотнесенности социологической концепции с другими науками (определение неизвестного через известное).

Так, выделяют социальный органицизм и социальный дарвинизм (Л.Гумплович, Г.Спенсер и др.), сводящие закономерности эволюции человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и выдвигающие принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни; социальный механицизм, сторонники которого (А.Кетле, Г.Кэри, В.Парето и др.) пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках; географическое направление в социологии (Г.Бокль, Л.И.Мечников, Ф.Ратцель и др.), отстаивающее решающую роль географической среды в истории общества; психологическое направление (Л.Уорд, Ф.Гиддингс, Г.Лебон, Г.Тард, Ч.Кули и др.), представители которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях поведения индивида или общности. [1]

Рассматриваются в истории социологии и другие направления. Однако ни одно из них не может включить наиболее значимые, классические социологические концепции.

Существует и другой принцип классификации — региональный. В его основе чрезвычайно актуализировавшийся во второй половине XX в. цивилизационный подход к анализу социокультурного процесса, при котором история развития науки об обществе предстает как взаимодействие национальных, региональных социологических школ. [8]

На рубеже XIX и XX вв. вполне проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких социологических школ, как немецкая, французская, американская и др. Остановимся лишь на ключевых фигурах, не только определивших основные школы, но и ставших классиками мировой социологии в целом.


Похожие статьи:

Основные концепции социологии личности
Социология выходит из понимания личности как системы определенно интегрированных в индивиде социально значимых черт и социальных отношений общества. В процессе социологических исследований выявляются социальные определения личностных каче ...

Основные темы социальной рекламы
Социальная реклама – это форма массовой коммуникации, содержательной основой которой является информация о социальных проблемах общества, адресованная большой массе людей, с целью стимулирования их гражданской, социально одобренной активн ...

Сексуальность в отрочестве
Подростковый возраст – период отчаянных попыток пройти через всё. Подростки легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате, быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая из источника любопытства в предм ...