На вторую половину XIX — начало XX
в. приходится расцвет теоретической социологии, развитие социологических
теорий, ставших классическими. Анализ классического периода в развитии
социологии предполагает решение проблемы систематизации созданных в это время
социологических теорий, определения принципа их структурирования, критерия их
классификации. Здесь существуют различные подходы.
Чаще всего используется принцип
соотнесенности социологической концепции с другими науками (определение
неизвестного через известное).
Так, выделяют социальный органицизм
и социальный дарвинизм (Л.Гумплович, Г.Спенсер и др.), сводящие закономерности
эволюции человеческого общества к закономерностям биологической эволюции и
выдвигающие принципы естественного отбора, борьбы за существование и выживание
наиболее приспособленных в качестве определяющих факторов общественной жизни;
социальный механицизм, сторонники которого (А.Кетле, Г.Кэри, В.Парето и др.)
пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на
них закономерности, установленные в физических науках; географическое
направление в социологии (Г.Бокль, Л.И.Мечников, Ф.Ратцель и др.), отстаивающее
решающую роль географической среды в истории общества; психологическое
направление (Л.Уорд, Ф.Гиддингс, Г.Лебон, Г.Тард, Ч.Кули и др.), представители
которого стремились сводить общественные явления к психическим, искали ключ к
объяснению всех общественных явлений и процессов в психических особенностях
поведения индивида или общности. [1]
Рассматриваются в истории
социологии и другие направления. Однако ни одно из них не может включить
наиболее значимые, классические социологические концепции.
Существует и другой принцип
классификации — региональный. В его основе чрезвычайно актуализировавшийся во
второй половине XX в. цивилизационный подход к анализу социокультурного
процесса, при котором история развития науки об обществе предстает как
взаимодействие национальных, региональных социологических школ. [8]
На рубеже XIX и XX вв. вполне
проявилось своеобразие в анализе общества в рамках таких социологических школ,
как немецкая, французская, американская и др. Остановимся лишь на ключевых
фигурах, не только определивших основные школы, но и ставших классиками мировой
социологии в целом.
Похожие статьи:
Основные подходы к образованию
На протяжении всего XX столетия подходы к образованию разрабатывались и детализировались. На их основе возникали научные школы, формировались особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус: философия образования ...
Выводы
В результате проведенного исследования было получено достаточно репрезентативных данных, чтобы утверждать, что цель и задачи работы были достигнуты. Отметим, что следующие гипотезы, предложенные нами, также нашли свое отражение в действит ...
Проблемы подросткового возраста. Семья, как причина подросткового
неблагополучия
Наблюдения показывают, что основной источник, основная причина – семейное неблагополучие.
Многие подростки живут в неполных семьях, где нет либо отца, либо матери, либо обоих родителей. Но и там, где семьи полные, их неблагополучными наз ...
|