Социология выходит из понимания личности как системы определенно интегрированных в индивиде социально значимых черт и социальных отношений общества. В процессе социологических исследований выявляются социальные определения личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности. Для определения характерных черт личности, ее поведения важно отыскать не внутрииндивидуальный метод анализа внутренней структуры личности, а межиндивидуальный метод, берущий за исходное социальные связи человека. Однако важно учитывать достижения психологии, чтобы раскрыть процесс преобразования социальных движущих сил общего характера и причины поведения индивидов и их качества.
Анализируя реальную жизнедеятельность людей, определяют различные опосредования, которые в качестве социальных определений отражают разнообразие поведенческих проявлений, их социальных функций и механизмов. Важнейшей формой опосредования выступают малые социальные общности, слои, в которые включен человек. Важно учитывать и то, что один и тот же человек обладает типичными свойствами различного порядка и, следовательно, может относиться к различным социальным типам. Переплетение типичных черт в жизнедеятельности одного и того же человека (представителя нации, класса, определенной семьи и т. п.) создает основу неповторимости, уникальности его поведения.
Методологически значимым в личности становится положение о том, что социальная определенность развития личности есть результат пассивного восприятия личностью воздействий среды, а представляет активное противостояние ей и взаимодействие с нею. Уже усвоенные человеком элементы социальных отношений во все большей мере принимают функцию регулирования дальнейшего развития личности. С возмужанием человеку все чаще приходится принимать сознательные решения. Самосознание человека, выступающее объектом анализа в социологических исследованиях рассматривается преимущественно как результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает знания, навыки, умения, смотреть на себя глазами других людей. Здесь скрыта и опасность отождествления субъективных желаний с глубинными, объективными интересами личности. Естественно, личность на основе учета принципов сочетания индивидуальных и социально типичных черт в ее жизнедеятельности, проявления ею активности и социально типичных черт в ее жизнедеятельности проявления ею активности в социальных связях и взаимодействиях, способствует преобразованию социальных движущих сил общества в движущую силу социальной активности.
Процесс вхождения человека в общество, включения его в социальные связи и интеграции в различные типы социальных общностей, вследствие чего происходит становление социальности индивида, называется социализацией. В процессе социализации формируются социальные качества, ценности, знания, навыки умение человека, и он становится дееспособным участником общественных отношений. Осуществляется преобразование врожденных, естественных человеческих сил и потенций обществом, их окультурирование, потому что социализация реализуется посредством усвоения индивидом элементов культуры, социальных норм и ценностей. Социализацией обеспечивается, с одной стороны, самовозобновляемость общественных отношений, сохранение его культурной целостности, а с другой, — комфортность жизнедеятельности индивидов и возможность самореализации личности в социальных связях.
Похожие статьи:
Приложения
Приложение к1.3
Особенности моделирования
ВВП и денежные доходы населения
Показатели
2005г. отчет
2006г. отчет
2007 г. оценка
2008г. прогноз
2009 г. прогноз
2010 г. прогноз
1 ...
Коммуникативная профессиограмма и профессионализм социального работника
Процесс человеческого общения реализуется в различных формах: это межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение и др.
Общение – это взаимодействие, или коммуникация, взаимоотношение, сторонами которого явля ...
Выборка - основные понятия
Существует две причины, по которым проводятся выборочные исследования:
1. в основе идеи выборки лежит накопленный человеческий опыт; человек в повседневной жизни убедился, что судить о целом по его части возможно!
2. выборочные исследов ...
|