Процесс социализации - важнейшее,
многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит
формирование поколения будущего. Известно, что на становление личности
подростка-старшеклассника, его жизненную позицию оказывают влияние многие
социализирующие факторы, в том числе и средства массовой информации (сюда
относят печать, прессу, телевидение, кинематограф, радио, звукозапись, систему
Интернет), без которых современный мир немыслим. Поэтому особенно важно
контролировать воспитание и развитие подростка в его взаимодействии с разного
рода информационными потоками получаемыми через средства массовой информации.
Именно в подростковом возрасте, когда
ребенок начинает активно пользоваться материалами СМИ, предназначенными не
только для детей возрастает роль средств массовой информации в социализации
личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании
позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных
общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения
эффективности деятельности школы.
На СМИ как фактор социализации
возложен ряд функций, в том числе:
1) информационная (является
источником разнообразной информации);
2) рекреативная (определяет досуговое
времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);
3) релаксационная - снимает ощущение
одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении[6].
Кроме того, СМИ существенно влияют на
усвоение спектра социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются
системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что
современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития,
которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного
образа жизни".
В связи с тем, что самоизменение
человека в процессе социализации под воздействием СМИ имеет как положительный,
так и отрицательный вектор, учеными и специалистами многих стран ставится
вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый
информационный образ жизни людей в социальной и природной среде, помогающей
создать ориентиры воспитания для подростка. Так, международное право
предусматривает возможность ограничения свободы слова в том случае, когда
деятельность СМИ угрожает правам и законным интересам детей. Федеральный закон
РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
предусматривает "защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации,
наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от
распространения печатной продукции, аудио- и видео продукции, пропагандирующей
насилие и жестокость порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное
поведение".
Актуальность исследования
средств массовой информации, в частности телевидения, как фактора социализации
старшеклассников обусловлено тем, что проблема влияния телевидения на
социализацию:
- затрагивает ценности всего общества;- касается многих;- в отношении этой проблемы в обществе существуют разные позиции;- на эту социальную проблему есть ответная реакция;- поведение членов общества относительно исследуемой проблемы ярко выражено.Данная работа определяет противоречие между общественными потребностями и потребностями отдельной личности, что выражается в следующем:с одной стороны обществу необходимо получать самую различную информацию, а с другой стороны, каждый человек воспринимает полученную информацию по-разному и подвержен её негативному влиянию.
Проблемой исследования является создание социально-педагогических условий для
успешной социализации старшеклассников в процессе учебной деятельности и
взаимодействия с современным телевидением. Для решения данной проблемы
социальному педагогу требуется не только знание методик и технологий работы, но
и общая грамотность, соответствие современной общественной формации, знание
круга интересов своих учеников, в том числе и их предпочтения в телесмотрении.
Социальный педагог должен знать особенности и законы средств массовой
коммуникации, уметь использовать возможности телевидения в своих дидактических
целях, чтобы направить свою деятельность на нравственное воспитание и
социальное благополучие каждого учащегося.
Похожие статьи:
Государственная финансовая поддержка семьи при господстве в
обществе нечеловечных типов строя психики
В отличие от тех семей, члены которых живут сегодняшним днём, стремясь непрестанно получать максимум разнородных удовольствий «прямо сейчас» по принципу «Бери от жизни всё!», государственность должна заботиться о благоустройстве будущего, ...
Проблемы современного подростка как отражение социальных проблем
В период отрочества деятельность ребенка достигает значительного прогресса в общественно-производственной и личной сферах. Подростку присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он ...
Особенности проблем детей группы риска и специфика взаимоотношений при
решении общих проблем.
Проанализировав социально-психологические особенности детей группы риска, мы переходим к рассмотрению их проблем, которые во многом определены социальным самочувствием и психологическими особенностями данной категории населения. В раскрыт ...
|