Девиантное поведение, девиантность (лат. deviatio - отклонение) – это:
1. Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям;
2. Социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям.
К основным формам девиантного поведения принято относить алкоголизм, проституцию, наркоманию, самоубийство, преступность.
Употребление наркотиков. Как и пьянство, наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений и переживаний. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что «там», за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы. До 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях сверстников, собирающихся в определенных местах.
Более точно распределение можно проследить по данным социологического опроса. Приложение 1.
Исследование социально-психологических источников наркомании как социальной патологии вынудило ряд отечественных исследователей расширить свои представления об источниках этой формы социальной девиации, введя в научный оборот термин «аддиктивное поведение».
Аддиктивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.
Выделяют два пути аддиктивного поведения. Первый полисубстантный, характеризуется тем, что подростки пробуют на себе действие различных токсичных веществ, среди которых может быть выбрано наиболее привлекательное. Но злоупотребление может быть прекратится и до такого выбора. Второй путь – моносубстантное аддиктивное поведение, когда подростки злоупотребляют одним веществом. Чаще всего это обусловлено тем, что только к нему имеется доступ, но иногда намеренно отказываются от других веществ.
Этап первых проб служит началом аддиктивного поведения.
Первые пробы совершаются обычно под чьим – либо влиянием или в компании. В большинстве случаев сначала выбирается алкоголь, иногда курение гашиша или ингалянта, реже – препараты опия, стимуляторы или галлюциногены. Затем может последовать отказ от злоупотребления или повторная проба – нередко с большей частотой или в определенном ритме. Причиной отказа могут служить неприятные ощущения, страх наказания, опасения и переживания, разрыв с компанией или страх пристраститься к данному веществу.
Второй этап. Поисковое аддиктивное поведение.
Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ – алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других – сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих – качество вызываемого эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу – для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр – коробки противогаза). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте пятнадцати лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. В таких случаях медикаментозное лечение используется лишь для снятия интоксикации. Психотерапевтические техники и приемы образуют методологическую базу психопрофилактики; ведущую роль они могут играть при работе с детьми и подростками, у которых аддиктивное поведение является поведенческим проявлением внутриличностных проблем. Решающая роль при работе с аддиктивным поведением подростков принадлежит педагогам и социальным педагогам.
Похожие статьи:
Метод социальной работы с группой
Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе — с каждым из ее членов отдельно. В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что спосо ...
Развитие межличностных отношений
Общение подростка с взрослыми. В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям ...
Внутренние источники разлада в семьях
Поскольку в нормальной семье взрослые люди — представители разных полов; а в семье нескольких поколений к тому же — и представители разных возрастных групп, то для того, чтобы государственная политика поддержки семьи и защиты детства была ...
|