6. Тренинг поведения и психодрама.
Наиболее существенно повышают эффективность социально-психологического тренинга следующие факторы.
Групповой характер занятий. Невозможно научиться общаться, не общаясь. Какую бы идеальную модель собственного поведения ни построил человек наедине с собой, другие всегда будут «мешать» ему воплотить ее в жизнь, если это поведение не является естественным, привычным именно в присутствии других людей.
Вариативность. Возможность попробовать разные варианты поведения в одной и той же ситуации, что практически не удается сделать в реальной жизни. Увидеть, а точнее почувствовать по реакции окружающих, какие слова, манера обращения, интонация являются наиболее эффективными, позволяющими добиться цели и заслужить одобрение.
Повторяемость. Наиболее удачный способ общения в конкретной ситуации может быть закреплен многократным повторением при эмоциональной поддержке членов группы и при желании доведен до автоматизма.
Многовариантность выбора. Поскольку одна и та же ситуация проигрывается разными людьми, человек имеет возможность наблюдать наиболее удачные формы общения, найденные другими участниками группы, и воспользоваться опытом, анализируя и заимствуя определенные нюансы коммуникативного поведения.
Особый эмоциональный фон. У человека во время таких занятий создается некоторая освобожденность от множества эмоций, порождаемых различными жизненными заботами.
7. Методы опроса психолого-педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди - непосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.
Широкое применение методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево.
Среди недостатков методов опроса можно указать следующие, во-первых, - субъективность получаемой информации: респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них; во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности, интерпретации данных; в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.
Методы опроса в психолого-педагогических исследованиях
применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса), а также с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей. Кратко охарактеризуем каждый из указанных методов.
Похожие статьи:
Приложения
Приложение А
Анкета для экспертного опроса
Анкета для экспертного опроса
по теме: "Муниципальная молодежная политика: анализ и проблемы на примере города Нижнекамска"
Уважаемые специалисты, Вашему вниманию представлена анкет ...
Отчеты муниципальных районов по профилактике правонарушений и
наркомании в молодежной среде
МУ «Город Калуга».
В рамках проведения работы по профилактики асоциальных явлений в молодежной среде отделом молодежной политики Управления образования города Калуги переданы списки в учреждения молодежной сферы. Проведен анализ занятост ...
Уровни социального планирования
Уровни социального планирования принято различать в связи с тем, на каком уровне социальной организации осуществляется то или иное социальное изменение или социальная трансформация.
Первый уровень планирования — это планирование социа ...
|