В нашей республике растет сеть новых общеобразовательных учреждений. Большое внимание уделяется вариативности образования - все больше создается инновационных школ, где идет обучение по особым программам. На 1.09.2008 г. работали 68 гимназий, 47 лицеев, 200 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 31 колледж. Сокращение числа общеобразовательных школ связано с закрытием малокомплектных начальных школ. Однако ощущается нехватка общеобразовательных школ, особенно в г. Уфе, в связи с чем учащиеся вынуждены заниматься во вторую и третью смены. По данному показателю наша республики занимает одно из первых мест по Уральскому региону.
Растет доля республиканского компонента в учебных программах, учитывающего местные особенности. Обучение детей в дневных общеобразовательных школах ведется на языках многочисленных народов, населяющих нашу республику. Кроме того, функционируют воскресные национальные школы. Все это способствует сохранению и приумножению культурного наследия народов.
Продолжается реформирование системы высшего и среднего специального образования. Пять вузов республики имеют статус университета, почти треть средних учебных заведений имеет статус колледжа, которые ориентированы на подготовку специалистов с повышенным уровнем квалификации./36/
Появляются негосударственные учебные заведения, которые готовят специалистов высокой квалификации в новых областях деятельности, имеющих место в условиях формирования рыночных отношений. Реформа системы образования во многом сдерживается финансовыми трудностями. Поэтому довольно часто в последнее время для учреждений образования характерен элемент платности за отдельные услуги: плата за внеаудиторные занятия, факультативные курсы и консультации, за обучение иностранным языкам. Расходы на учебники, питание, транспорт и жилье, которые ранее субсидировались государством, в основном ложатся на плечи студентов.
Таким образом, в условиях резко снижающегося душевого дохода, семьи вынуждены нести дополнительные расходы на обучение детей. В результате дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения желаемого образования, что также способствует усилению социального неравенства./53/
Таблица 4. Система образования Республики Башкортостан
|
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Число дошкольных
учреждений, ед. |
2522 |
2405 |
2335 |
2218 |
2118 |
2020 |
1986 |
Численность детей, чел. |
256680 |
182200 |
170300 |
156800 |
148500 |
141100 |
141400 |
Число общеобразовательных школ, ед |
3206 |
3334 |
3346 |
3322 |
3279 |
3265 |
3268 |
Число средних специальных уч. заведений, ед. |
72 |
76 |
76 |
75 |
75 |
77 |
76 |
Численность учащихся средних специальных уч. заведений, чел. |
63664 |
63543 |
66400 |
68900 |
71900 |
77300 |
81900 |
Число высших учеб. заведений, ед. |
9 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
11 |
Численность студентов, чел. |
53247 |
51600 |
55100 |
60300 |
66500 |
76200 |
88900 |
Похожие статьи:
Особенности неофашизма в Израиле
В настоящее время написано огромное количество работ, центральное место в которых занимает национализм. В них оценивается его роль и место в истории, его виды и проявления на различных этапах исторического развития. Следует выделить такие ...
Вопрос об алиментах, взимаемых якобы в целях содержания детей
При этом одно из вреднейших явлений в жизни нашего общества — взимание алиментов в случае развода супругов с мужчины якобы для нужд содержания матерью ребёнка, остающегося с нею. Хотя теоретически-юридически при распаде семьи отец и мать ...
Социальные конфликты
Анализ конфликтов полезно начинать с элементарного, простейшего уровня, с истоков возникновения конфликтных отношений. Традиционно он начинается со структуры потребностей, набор которых специфичен для каждой личности и социальной группы. ...
|