Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из
ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связанно с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Содержание понятия социального обеспечения, его параметры формировались постепенно по мере развития самой системы социального обеспечения в нашем государстве.
В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым. В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств жизни кому-либо со стороны общества»[2]. Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая. Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилых субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан)[3]. Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.
Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно на нескольких порой мало совместимых критериях, в частности на экономическом и субъектном. Они считали, что обеспечение должно касается не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).
При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда (рабочих и служащих), а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Наконец, нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.
В первые годы советской власти сформировалась теория так называемых социальных рисков, в соответствии с которой социальное обеспечение – это предоставление благ при перераспределении коллективного продукта членам общества, находящимся в трудной жизненной ситуации, признаваемой обществом уважительной. Представителями этой теории являлись В.М. Догадов, Н.А. Вигдорчик, Н.А. Семашко[4]. Однако ее сторонники к числу социальных рисков относили и обеспечение из средств общественных организаций, из средств касс (товариществ) взаимопомощи, социально-культурное обслуживание. В связи с этим социальное обеспечение распространяется, по их мнению, на все население страны, а не только на трудоспособных.
В. Дурденевский предложил ограничить пределы социального обеспечения строго целевой направленностью. По его мнению, такой целью должна быть помощь общества в «развитии и охранении человека»[5].
Ведение функционального (целевого) критерия в дополнение к экономическому и субъектному явилось в дальнейшем основополагающим фактором в формировании научной мысли по вопросу понятия социального обеспечения.
На основании выше изложенного, следует выявить основные современные критерии (признаки), в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует назвать социальным. Таковыми, на наш взгляд, являются:
1) источники финансирования.
Практически все ученые единодушны в том, что социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В период существования СССР таковыми являлись общественные фонды потребления (фонды обеспечения для нетрудоспособных). В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных государственных внебюджетных фондов: пенсионного фонда, фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также средств государственного бюджета республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения;
2) круг лиц, подлежащих обеспечению.
С юридической позиции общепринято, что обеспечение за счет общества должно осуществляться не для всех граждан, а лишь для определенных категорий, установленных в законе. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (в том числе по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица награжденные орденами трудовой и боевой славы; Герои советского союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные за оборону Ленинграда; бывшие узники концлагерей, гетто; подвергшимся репрессиям и в последствии реабилитированным, и т.д.
Похожие статьи:
Русское население в аспекте этносоциальных и этнополитических процессов на Северном Кавказе
Реформы конца 80-х годов, проводившиеся в СССР, вызвали активизацию этносоциальных и этнополитических процессов. Их следствием во всех республиках Советского Союза, а также в республиках Российской Федерации было резкое снижение статусных ...
Глобализация современной социологии
К середине ХХ в. вполне определенно обнаружились две тенденции в развитии мировой социологии: европейская и американская. Европейская социология развивалась в тесной связи с социальной философией, а американская изначально формировалась к ...
Модернизация образования
Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим необходимо модернизировать систему образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим и послевузовским профессиональным образовани ...
|