На начало 2002 г. численность детей в возрасте до 18 лет в Российской Федерации составила 31,6 млн. чел. За 1999-2001 гг. число детей в стране сократилось на 2,3 млн. Их доля в общей численности сократилась с 23,3% на начало 2000 г. до 22% на начало 2001 г. В очередном Государственном докладе о положении детей в Российской Федерации, представленном в 2002 г., отмечается, что демографические процессы, происходящие в России, являются крайне неблагоприятными: имеют место высокая смертность, низкая рождаемость, рост числа разводов, увеличение числа рожденных вне брака детей. Продолжает расти число детей, оставшихся без попечения родителей. Так, если в 1999 г. было выявлено 113,9 тыс. таких детей, в 2000 г. - 123,2 тыс., то в 2001 г. - 128,1 тыс. Всего число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2001г. достигло 685,1 тыс. человек.В 2001 г. у родителей, лишенных родительских прав, было отобрано 56,4 тыс. детей, что на 6,2% больше, чем в 2000 г., и на 21,1% больше, чем в 1999г. Правовое положение несовершеннолетних в России, а также органов, уполномоченных государством на их защиту, в последние годы стало еще более подробно регламентировано, однако ситуация с реализацией несовершеннолетними их прав не улучшилась. Основополагающим правом ребенка, закрепленным как на международном, так и на национальном уровне, является его право на защиту (ст. 45 Конституции РФ). Это право, как и другие права, закрепленные в Конституции РФ, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ)[1]. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.В развитие Конституционного положения право несовершеннолетнего на защиту закрепляется в ст. 56 СК РФ. Помимо общего положения о праве ребенка на защиту своих прав и интересов, статья закрепляет принципиальное положение о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих) и право самостоятельно обращаться за защитой. Более того, этой же статьей предусмотрена обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан при получении таких сведений принять необходимые меры по защите ребенка. При том, что в Семейном кодексе закреплено право ребенка на самостоятельное обращение в суд начиная с 14-летнего возраста, законодательство не предусматривает механизма обращения ребенка в административные и судебные органы. Между тем, отсутствие данного механизма препятствует реализации и защите прав несовершеннолетнего в случаях отсутствия у него законных представителей или при конфликте с ними. Определенные надежды в этом отношении возлагались на новый Гражданско-процессуальный кодекс, однако данная возможность в нем также не предусмотрена[25]. Судебный порядок защиты прав несовершеннолетних в России имеет ряд особенностей. В первую очередь это связано с тем, что по понятным причинам дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а, следовательно, нуждаются в особенной - усиленной защите. Кроме того, на протяжении длительного времени дети воспринимались исключительно в качестве объекта, а не субъекта прав. Это наложило свой отпечаток как на нормативную базу, определяющую правовое положение детей, так и на правосознание рядовых граждан и должностных лиц. Так, несмотря на то, что, согласно ст. 57 СК РФ, учет мнения ребенка, достигшего десятилетнего возраста, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам, практика показывает, что органы опеки и попечительства, а также суд далеко не всегда учитывают мнение ребенка, ссылаясь на его легкую внушаемость[4]. Это связано с тем, что общество после долгих лет отношения к ребенку исключительно как к объекту прав и обязанностей родителей еще не готово воспринять ребенка как субъекта права. В рамках осуществляемой судебной реформы и ожидается внедрение ювенальной юстиции 15 февраля 2002 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении закон о введении на территории России ювенальных судов, т. е. судов для совершеннолетних. Ст. 121 СК РФ закрепляет участие органов опеки и попечительства в защите наиболее в этом нуждающейся категории - детей, оставшихся без попечения родителей[6]. Именно на органы опеки возложена обязанность выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирать формы устройства этих детей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. При этом в Семейном кодексе особо введен запрет на выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, другими юридическими и физическими лицами. Устанавливая эту норму, законодатель, вероятно, руководствовался необходимостью сохранить централизацию учета детей, оставшихся без родительского попечения, и их устройства. Однако представляется ошибочным распространять этот запрет и на деятельность по выявлению детей, лишившихся родительского попечения.
Похожие статьи:
Историч социологической мысли в России.
Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие р ...
Теоретико-методологические аспекты социального
прогнозирования. Понятие и сущность методологии социального прогнозирования
Прогнозирование – наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего, о нахождении многовариантных альтернатив изменения будущего, которое носит вероятностный характер.
Прогностика (футурология) – научн ...
Демографические прогнозы. Сущность демографических
прогнозов
Демографический прогноз - научно-обоснованная оценка будущей численности и состава населения. Демографический прогноз используется как база при составлении народнохозяйственных планов. Фактически все показатели плана, касающиеся как произ ...
|