Помимо разноплановой деятельности органов опеки и попечительства, защищать детей должны: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ. На сегодняшний день институт уполномоченного по правам ребенка введен в 11 субъектах РФ [8]. Функции уполномоченного по правам ребенка заключаются в том, чтобы обеспечивать государственную защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. Предполагается, что главное внимание уполномоченный сосредоточит на защите интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также тех детей и подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации [9]. В настоящее время в Государственной Думе РФ рассматривается вопрос о принятии закона «Об Уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации». Однако в связи с тем, что Госдума до сих пор не разработала и не утвердила минимальные государственные стандарты уровня жизни детей, коими должен руководствоваться в своей работе уполномоченный, а полномочия его ограничены действиями рекомендательного характера, создание этого института не сможет реально повлиять на гарантирование прав ребенка.
Нарушения прав детей.
На протяжении нескольких лет основными проблемами в этой области были нарушения прав несовершеннолетних на образование, на семейное воспитание, на защиту от домашнего насилия. Все эти проблемы тесно связаны с правом ребенка на защиту, которое также постоянно нарушается[22].
При наличии системы органов защиты несовершеннолетних в последнее время все больше появляется информации о нарушении прав ребенка именно государственными органами. В ряде случаев - намеренно, в ряде - без злого умысла должностные лица не выполняют своих обязанностей.Данные Российской академии образования свидетельствуют: 60% детей (в российском масштабе это более 10 млн. человек), которые заканчивают начальную школу, едва умеют читать. Проведенные в разных регионах России прокурорские проверки выявили, что в середине 90-х годов школы придумали множество изощренных и внешне законных способов избавляться от отстающих детей. У этих россиян после окончания нескольких классов школы почти нет шансов на продолжение образования.В Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации за 2001 г.» отмечается, что нарушение права на образование начинается уже с дошкольного образования. В основном нарушения на этой стадии связаны с проведением психолого-педагогического тестирования воспитанников[20]. При приеме детей в первый класс школы требуют тех или иных незаурядных способностей, прием производят на основании результатов тестирования, используются правила конкурсного отбора, что является нарушением порядка приема в первые классы общеобразовательных школ. От так называемых трудных детей и подростков школы стараются избавиться путем «отсева». Опросы детей, выбывших из пятых-девятых классов средней школы, показывают, что примерно 40% опрошенных связывают свой уход из школы с конфликтами с учителями, такое же количество считает, что их из школы выгнали. Нередки случаи необоснованного отказа выпускникам девятых классов в продолжении образования в 10-11-х классах. Не имея законных оснований, общеобразовательные школы комплектуют все десятые классы как профильные, лишая тем самым выпускников основной школы возможности продолжить образование в классе с традиционными программами обучения[19]. Одной из наиболее уязвимых категорий детей являются дети, лишенные родительского попечения и находящиеся под опекой государства. Эти дети лишены защиты, т. к. они не имеют фактической возможности обжаловать действия своих воспитателей, и доказать их вину. В настоящее время в средствах массовой информации открыто говорится о том, что детей необходимо защищать не только от криминальных, социально опасных элементов общества, но и от родителей и лиц, их заменяющих. Родители подвергают детей физическому и психологическому насилию, заставляют их работать.Официальные данные по сексуальному насилию в России в отношении детей не отражают реального масштаба проблемы. По официальной информации, более тысячи детей за год подвергаются сексуальному насилию. В действительности подобных фактов в десятки раз больше[18]. Только в организацию «ОЗОН», которая обслуживает Центральный административный округ г. Москвы, ежегодно обращаются 100-150 детей с подобной проблемой[3]. Из года в год таких пациентов становится все больше.В Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» за 2001 г. приводится следующая статистика зарегистрированных преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних[11]:
|
1999 |
2000 |
2001 |
Убийство матерью новорожденного ребенка |
251 |
231 |
203 |
Половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14 лет |
194 |
160 |
146 |
Развратные действия |
884 |
697 |
583 |
Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей |
40295 |
41512 |
44111 |
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления |
23974 |
20529 |
16570 |
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий |
583 |
482 |
418 |
Торговля несовершеннолетними |
28 |
37 |
16 |
Разглашение тайны усыновления (удочерения) |
38 |
28 |
26 |
Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего |
2116 |
2557 |
2973 |
Вовлечение в занятие проституцией |
38 |
26 |
46 |
Организация или содержание притонов для занятий проституцией |
118 |
126 |
165 |
Незаконное распространение порнографических материалов или предметов |
295 |
361 |
442 |
Похожие статьи:
Основные источники данных о населении (перепись, текущий учёт
демографических событий, демографические исследования)
Для решения демографических задач нужны данные (информация) о населении и демократических процессах. Информация о населении подразделяется на первичную и вторичную. Основными источниками первичной демографической информацией являются пере ...
Составные элементы модели психоаналитически
ориентированной психотерапии с семьей
Психологическое моделирование - создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, т.е. формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследо ...
Социологическая теория Э.Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм считал, что Маркс придает экономическим факторам и классовой борьбе избыточное значение. Согласно Дюркгейму, исторический переход от одной общественной формы к другой обусловлен природой и функциями социальной солидарности. ...
|