Взаимосвязи между институтами.
Страница 1
Материалы и статьи » Институт государства » Взаимосвязи между институтами.

Не существует такого соци­ального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального ин­ститута невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и от­ношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкуль­тур групп. Религия, правительство, образование, производство и по­требление, торговля, семья — все эти институты находятся во множе­ственном взаимодействии. Так, условия производства должны учитывать образование новых семей с целью удовлетворения их по­требностей в новых квартирах, предметах быта, детских учреждени­ях и т.п. В то же время система образования во многом зависит от дея­тельности правительственных институтов, поддерживающих престиж и возможные перспективы развития учреждений образования. Рели­гия может действовать также на развитие образования или на прави­тельственные учреждения. Учитель, отец семейства, священник или функционер добровольной организации — все подвергаются воздей­ствию со стороны правительства, так как действия последнего (напри­мер, издание нормативных актов) могут привести как к успеху, так и к неудаче в достижении жизненно важных целей.

Анализ многочисленных взаимосвязей институтов может объяснить, почему институты редко бывают, способны полностью контролировать поведение их членов, совмещать их действия и установки с институ­циональными идеями и нормами. Так, школы могут применять стан­дартные учебные планы для всех учащихся, но реакция на них уча­щихся зависит от многих факторов, лежащих вне контроля препода­вателя. Дети, в семьях которых поощряются и осуществляются инте­ресные беседы и которые приобщаются к чтению развивающих их книг, легче и в большей степени приобретают интеллектуальные интересы, чем те дети, в семьях которых отдается предпочтение просмотру те­левизора и чтению развлекательной литературы. Церкви проповеду­ют высокие этические идеалы, но прихожане часто ощущают необхо­димость пренебречь ими под воздействием идей бизнеса, политических пристрастий или желания уйти из семьи. Патриотизм прославляет са­мопожертвование во благо государства, но он часто не согласуется со многими индивидуальными желаниями тех, кто воспитывается в семь­ях, в институтах бизнеса или некоторых политических институтах.

Потребность привести к гармонии систему ролей, предписанных индивидам, часто может быть удовлетворена путем договоренности между отдельными институтами. Промышленность и торговля в лю­бой цивилизованной стране зависят от поддержки правительства, которое регулирует налоги, налаживает обмен между отдельными ин­ститутами промышленности и торговли. В свою очередь правитель­ство зависит от промышленности и торговли, которые экономически поддерживают нормативные акты и другие действия правительства.

Кроме того, учитывая важность некоторых социальных институтов в общественной жизни, другие институты пытаются захватить контроль за их деятельностью. Поскольку, например, образование играет весь­ма значительную роль в обществе, попытки бороться за влияние на ин­ститут образования наблюдаются среди политических организаций, про­изводственных организаций, церкви и т.д. Политики, например, вно­сят вклад в развитие школы, уверенные в том, что тем самым они под­держивают установки на патриотизм и национальное самосознание. Церковные институты стараются с помощью системы образования воспитать у учащихся лояльность к церковным доктринам и глубокую веру в бога. Производственные организации пытаются ориентировать учащихся с детства на освоение производственных профессий, а воен­ные — вырастить людей, могущих успешно служить в армии.

То же можно сказать о влиянии других институтов на институт семьи. Государство пытается регулировать число браков и разводов, а также рождаемость. Кроме того, оно устанавливает минимальные стандарты заботы о детях. Школы ищут кооперацию с семьей, соз­давая педсоветы с участием родителей и родительские комитеты. Церкви создают идеалы для семейной жизни и стараются проводить семейные церемонии в религиозных рамках.

Многие институциональные роли начинают конфликтовать из-за принадлежности личности, их исполняющей, к нескольким институ­там. В качестве примера можно привести хорошо известный конфликт между ориентациями на карьеру и на семью. В этом случае мы име­ем дело со столкновениями норм и правил нескольких институтов. Исследования социологов показывают, что каждый институт стремит­ся в наибольшей степени «отключить» входящих в него индивидов от исполнения ролей в других институтах. Предприятия стараются включать деятельность жен своих сотрудников в сферу своего влия­ния (система льгот, заказов, семейного отдыха и т.д.). Армейские ин­ституциональные правила также могут плохо сказываться на семей­ной жизни. И здесь находят способы включения жен в армейскую жизнь, чтобы муж и жена имели отношение к единым институцио­нальным нормам. Наиболее определенно проблема исполнения лич­ностью исключительно роли данного института решена в некоторых институтах христианской церкви, где духовенство освобождается от семейных обязанностей путем принятия обета безбрачия.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

Показатели и критерии социального развития
Количественная и качественная характеристики уровня развития, состояния, тенденций и направлений социальной Динамики, применяемые в планировании для оценки соответ­ствия реально сложившегося положения научно обоснован­ным требованиям, наз ...

Рекомендации молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем
Анализ результатов проведенного социологического исследования позволяет выработать ряд рекомендаций молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем. Специалист по социальной работе может эффективно выполн ...

История социологии в Западной Европе и в США.
История социологии в Западной Европе. Выделение социологии в самостоятельную науку не было случайным. Оно было подготовлено всем предшествующим социально-политическим, экономическим и духовным развитием человечества, французского обществ ...