В
своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные
единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения,
любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в
понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к
крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.),
используя для малых организаций термин «группа» или «ассоциация». Такое
понимание позволяет различать понятия «институт», «группа» и «ассоциация»
исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными
базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.
На
самом деле, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное
внутреннее различие. Если группа — это совокупность взаимодействующих
индивидов, то институт является системой социальных связей и совокупностью
социальных норм, существующих в определенной области человеческой
деятельности, т.е. реализуемых на практике. Представляется, что можно дать
следующее формальное определение социального института: социальный институт —
это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет
значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным
потребностям общества.
Итак, институт — это своеобразная форма человеческой
деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и
норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением.
Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы
или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с
потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким
образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Похожие статьи:
Ценности в литературе
Современное поколение никогда не должно забывать о том богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества. В простом коротком изречении они могли точно, лаконично сказ ...
Формы и методы социального педагога по организации досуга у младших
подростков
В процессе прохождения практики в Муниципальном учреждении психологической помощи и поддержки молодежи «Социум» нам представилась возможность выявить проблемы занятости младших подростков, так как основная цель данного учреждения - органи ...
Борьба с неофашизмом. Основные методы борьбы с неофашизмом
Прежде всего, давайте попытаемся понять, о чем идет речь, когда политик, юрист, художник или обыватель произносит слово «неофашизм».
Есть теоретическое представление о фашизме как об идеологии. Есть представление о фашизме как о политиче ...
|