Прежде всего, давайте попытаемся понять, о чем идет речь, когда политик, юрист, художник или обыватель произносит слово «неофашизм».
Есть теоретическое представление о фашизме как об идеологии. Есть представление о фашизме как о политической практике времен Второй мировой войны. Наконец, есть порожденное этой практикой бытовое представление о фашизме как о крайней и беспредельной жестокости, как об изуверстве.
С чем же предлагается бороться?
Бороться с идеологией — исключительная прерогатива фашистской партии или ее средневековой инквизиторской ипостаси. Занятие это абсолютно бесперспективное, поскольку именно законодательная борьба с идеологией способна стимулировать жгучий интерес к тому, против чего борются.
Законодательная борьба с проявлениями или пропагандой жестокости — задача деполитизированного уголовного законодательства, независимого от того, представитель какой партии или иной структуры и приверженец какой идеологии пропагандирует или совершает жестокость.
Следовательно, речь может идти только о политической практике фашизма, или, что одно и то же, — о попытках постепенного или одномоментного создания фашистского государства.
Следовательно, необходимо сформулировать признаки именно фашистского государства.
Как считает автор наиболее системного труда о фашизме, не эклектичного и не уходящего от прямого вопроса о сущности фашизма, Желю Желев, "самый надежный способ построения модели идеального фашистского государства — это изучение структуры классических фашистских государств, выявление тех общих черт, без которых немыслимо конкретное фашистское государство". Желев называет следующие черты:
насильственное установление однопартийности путем уничтожения других партий,
сращение фашистской партии с государством,
унификация всей общественной жизни,
авторитаризм и культ национального вождя,
то, что Желев называет "концентрационные лагеря", а мы — ГУЛАГ, то есть система экономичной изоляции, использования на нужды тоталитарного государства и уничтожения инакомыслящих, в том числе — потенциальных инакомыслящих.
Со времени выхода в свет "Фашизма" Ж.Желева прошло пятнадцать, а с момента написания — тридцать лет. За это время у нас был не один случай поразмыслить над сутью понятия "тоталитарное государство" и в интерпретацию Желева должны быть внесены некоторые уточнения.
Тоталитаризм для нас не только уходившая, но и надвигающаяся реальность. И его очертания не всегда вписываются в привычную схему "от фашизма до большевизма". Почему-то, если мы однажды наступаем на грабли, то считаем, что все зло мира названо именем этого коварного орудия, и никто и никогда не придумает чего-нибудь позловреднее? Почему мы так уверены, что у тоталитаризма только два лица — красное и коричневое?
А. Об однопартийности. Тоталитарная партия имеет программу, содержащую дискриминационные пункты по отношению к той или иной части общества. Дискриминация при этом предполагает применение насилия. Выбор той части общества, которую дискриминируют, делается по принципу "не является сторонником или не отвечает требованиям избранной идеологии". Идеология национального превосходства. Идеология социального превосходства. Идеология конфессионального превосходства.
Похожие статьи:
Операционализация
Процесс операционализации предполагает интерпретацию понятий и непосредственно операционализацию.
Интерпретации подлежат следующие понятия:
Воспитание –
целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм ...
Развитие женского предпринимательства в России
За последние
годы произошли значительные перемены в экономической психологии, активизировалась предпринимательская деятельность граждан. Теперь ведущую роль в экономике России играют частные предприятия, акционерные общества и товариществ ...
Общество как целостная динамическая система.
1. Признаки общества.
Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.
* - это исторический результат естественно складывающихся отношений людей
* - это самая большая из проживающих ...
|