Заключение

Политическому режиму в России свойственен «моноцентризм (наличие доминирующего актора, достижению целей которого не способны препятствовать все другие акторы, вместе взятые)». В России реализуется угроза президенциализма, связанная с нарушением принципа разделения властей посредством контроля над парламентом с помощью «партии власти». Опыт российских парламентских выборов 1995, 1999 и 2003 гг. подтверждает данную тенденцию.

Для оценки этого явления интересно сравнить значения эффективного числа электоральных партий и эффективного числа парламентских партий, подсчитанных двумя разными способами: эффективное число парламентских партий по смешанной системе (в расчет включаются количество мест, полученных партиями и по партийным спискам, и в одномандатных округах) и эффективные числа электоральных и парламентских партий по пропорциональной части избирательной системы.

Использование только пропорциональной системы позволяет властным кругам концентрировать, а не распылять ресурсы при создании искусственных подконтрольных «оппозиционных» партий, способных «откусить электоральные куски» от неконтролируемых или слабо контролируемых политических сил, с которыми сложно или даже бессмысленно бороться путем введения высокого 7% барьера (например, КПРФ). Этим во многом объясняется создание «Справедливой России», объединившей ресурсы «Родины», Партии жизни и Партии пенсионеров.

Таким образом, введение в России пропорциональной системы в условиях моноцентрического соревнования может рассматриваться как способ сохранения статус-кво – доминирования «партии власти».

Результаты предыдущих опросов общественного мнения на Северном Кавказе, проведенных информационно-аналитическим агентством «Caucasus Times» в 2004–2006 гг. и обобщенных в брошюре «Северный Кавказ: взгляд изнутри», изданной в 2007 г. в Праге, позволили сделать вывод о том, что, несмотря на затухание сепаратистского движения в Чечне и вооруженного сопротивления федеральным властям на Северном Кавказе, конфликтный потенциал в северокавказском регионе остается весьма значительным.

Это находит свое выражение в более скрытых и косвенных формах, в первую очередь проявляясь в росте религиозного экстремизма в регионе и в падении доверия к местным и федеральным властям, а также к основным институтам государственной власти в целом. Символично, что 4 июня 2008 г. президент Кабардино-Балкарии А. Каноков на встрече с активом Союза писателей возглавляемой им республики призвал местную творческую интеллигенцию активнее бороться с религиозным экстремизмом и национализмом, фактически признав актуальность данных проблем в республике.

Парламентские и президентские выборы в 2007–2008 гг., ставшие серьезным испытанием для всей политической системы России, в очередной раз обнажили отчужденность широких слоев населения от политических процессов в стране, их отторжение от власти, и ярко продемонстрировали критически высокую степень недоверия и скептического отношения населения как к российским властным структурам, так и к самому институту парламентских и президентских выборов в стране. Очень рельефно подобные настроения проявились на российском Северном Кавказе, аккумулировавшем в себе все наиболее острые политические и социально-экономические проблемы современной России.


Похожие статьи:

PR компании органов местного самоуправления
Одесская городская общественная организация «Лицом к лицу» признана победителем конкурса социальных проектов с использованием механизма социального заказа, проводимого Московским городским советом в 2004 году. Проект, реализуемый организа ...

Постановление Совета Народных Комиссаров СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР Постановление № 625 От 29 мая 1944 г. Москва, Кремль О мероприятиях по восстановлению индивидуального жилищного фонда в освобождённых районах и усилению индивидуального жилищного строительства в городах и ...

Изменение структуры производственных функций при взаимодействии правительства со своими клиентами.
Использование Интернет сопровождается ростом тенденции к развитию самообслуживания гражданами или промышленностью в ходе своего взаимодействия с правительством. По мере того, как традиционные правительства начнут становиться электронными ...