В современной российской
электоральной социологии пока не сложилось общепринятого определения
электорального поведения граждан. Тем не менее, это понятие очень широко
используется при анализе хода избирательных кампаний различного уровня, при
прогнозировании и анализе результатов соответствующих выборов.
Избиратели, как правило,
рассматривают кандидатов как своих патронов, которым они доверяют собственную
защиту, под покровительство которых избиратели готовы встать, но не безусловно,
а только если эти кандидаты продемонстрируют готовность решать проблемы своих
избирателей. Избиратели отлично понимают, что их представитель, которого они
поддержат на выборах, должен суметь защитить их интересы, а для этого должен
иметь доступ к соответствующим ресурсам: властным, финансовым, материальным и
другим. В результате голосование на выборах становится все менее
идеологизированным и все более прагматичным: избирается личность, а не
политическая позиция.
В отличие от выборов федерального
уровня на выборах глав администраций регионов, как правило, побеждает действующий
глава. Фактически, весь регион является его клиентурой, эти отношения понятны и
самому главе и гражданам, проживающим в этом регионе. Действующий губернатор
или президент может проиграть только, если он, как патрон, продемонстрирует
невыполнение своих обязательств. Пока же клиентские отношения сохраняются и их
стороны соблюдают негласные и неформальные договоренности, - избиратели
доверяют руководителю региона и поддерживают его.
Выборы играют все большую роль в
жизни нашего общества. В связи с этим встает вопрос об изучении поведения
избирателей как на федеральных, так и на региональных выборах. Особую
значимость это приобрело в последнее время, когда у нас в стране не так давно
прошли выборы в Государственную Думу, а затем и выборы президента. Трудно переоценить
важность событий, так как в последующие четыре года нам жить именно с этой
думой и с этим президентом.
Актуальность выбранной темы
курсовой работы характеризуется тем, что последние выборы показали, что
поведение избирателей в России довольно точно можно прогнозировать. В таком
случае можно судить о применимости западных теорий электорального поведения в
нашей стране. Электоральное поведение это процессы принятия решений и
социальные факторы, влияющие на модели голосования. В каждом субъекте Российской
Федерации можно выделить какие-либо особенности поведения избирателей на
выборах. Это вызвано различной экономической ситуацией в регионах и рядом
других факторов.
Изучением электорального поведения
посвящено много исследований: как отечественных, так и зарубежных. Можно
выделить таких авторов как Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю., Гельман В.Я., Точицкая
Н.Н. и других.
Объектом исследования является
электоральное поведения как феномен.
Предмет исследования – особенности
электорального поведения на Северном Кавказе.
Цель данной курсовой работы состоит
в том, чтобы рассмотреть особенности электорального поведения граждан Северного
Кавказа.
Задачи работы диктуются
поставленной целью:
- определить понятие и факторы
электорального поведения;
- рассмотреть теории электорального
поведения и их применение;
- выявить особенности
электорального поведения избирателей на Северном Кавказе.
В качестве гипотезы исследования мы
выдвинули предположением о том, что электоральное поведение граждан,
проживающих на Северном Кавказе, будет отличаться от поведения граждан других
регионов РФ.
Теоретической основой исследования
послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, а также материала
социологических опросов.
В ходе проведения исследования
использовались следующие методы: метод анализа теоретического и практического
материала по теме исследования, методы вторичного опроса, сравнительный метод.
Практическая значимость нашего
исследования заключается в том, что данные могут быть использованы студентами
младших курсов для подготовки к семинарским и практическим занятиям.
Для написания работы использовалась
специальная литература, периодические издания, методические рекомендации.
Похожие статьи:
Виды социальных норм
Существует различные классификации социальных норм. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.
Нормы обычаев Нормы морали Нормы этикета ...
Социальные аспекты развития корпоративного
управления в Украине
Социальная ответственность бизнеса рассматривается как должное отношение какой-либо компании к своему продукту или услуге, к потребителям, работникам, партнерам; как ее активная социальная позиция, которая должна реализоваться в гармоничн ...
Система образования
Основными компонентами системы образования Российской Федерации является дошкольное, общее школьное, профессиональное и высшее образование. Каждая из указанных составляющих претерпела за годы реформ существенные негативные изменения. Неко ...
|