Когда кто-нибудь становится государем какой-нибудь страны или города, особенно не имея там прочной опоры, и не склоняется ни к монархическому, ни к республиканскому гражданскому строю, то для него самое надежное средство удержать власть – это, поскольку он является новым государем, переделать в этом государстве все по-новому: создать в городах новые правительства под новыми наименованиями, с новыми полномочиями и новыми людьми; сделать богатых бедными, а бедных – богатыми, как поступил Давид, став царем: алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем, а кроме того – построить новые города и разрушить построенные, переселить жителей из одного места в другое, – словом, не оставить в этой стране ничего нетронутым. Так, чтобы в ней не осталось ни звания, ни учреждения, ни состояния, ни богатства, которое не было бы обязано ему своим существованием. (Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Глава XXVI, Новый государь…должен всё переделать по-новому. Антология мысли. 2007. С. 168.)
Приведем следующие суждения А.
Авторханова (Технология власти. СП "Слово". Центр "Новый мир", 1991), также ссылающегося на Макиавелли.
"Исследователи давно обратили внимание на родство тактики Ленина с Макиавелли. Однако руководством к действию макиавеллизм стал у Сталина. Б. Суварин – этот известный знаток СССР и лучший биограф Сталина – писал: "Комбинация хитрости и насилия, предложенная Макиавелли на пользу Государя, практикуется генеральным секретарем ежедневно".
В связи с этим Б. Суварин сослался на почти неизвестный "Диалог в аду между Макиавелли и Монтескье" (анонимная книга эмигранта Второй империи Мориса Жоли). Поистине поразительным является в этом "Диалоге" как раз то место, в котором пророчество писателя превзойдено лишь практикой Сталина.
Приведем его здесь,
"Тактик" Макиавелли учит в этом "Диалоге" "законника" Монтескье:
1. Отделить политику от морали.
2. Поставить силу и хитрость вместо закона.
3. Парализовать индивидуальную интеллигентность.
4. Вводить в заблуждение народ внешностью.
5. Соглашаться на свободу только под тяжестью террора.
6. Потакать национальным предрассудкам.
7. Держать в тайне от страны то, что происходит в мире, и от столицы, что происходит в провинции.
8. Превращать инструменты мысли в инструменты власти.
9. Безжалостно проводить экзекуции без суда и административные депортации.
10. Требовать бесконечной апологии для каждого своего действия.
11. Самому учить других истории своего правления.
12. Использовать полицию как фундамент режима.
13. Создавать преданных последователей, награждая их всякими лентами и безделушками.
14. Возводить культ узурпатора до степени религии.
15. Создавать пустоту вокруг себя, чтобы таким образом
быть самому незаменимым.
16. Ослаблять общественное мнение, пока оно не погрузится в апатию.
17. Запечатлевать свое имя везде и всюду, так как капля воды точит гранит.
18. Пользоваться выгодой превращения людей в доносчиков.
19. Управлять обществом посредством его же пороков.
20. Говорить как можно меньше.
21. Говорить не то, что думаешь.
22. Изменить истинное значение слов.
Произведения Макиавелли носят историко-аналитический характер и по результатам исследования дают достаточно четкие и понятные выводы, можно сказать, что это руководство по осуществлению власти.
Тем не менее, в "Государе" красной нитью проходит желание автора изложить материал так, что бы современники и последователи смогли правильно разобраться в организации государства и в частности во власти, во избежание ошибок в дальнейшем.
Английский философ Томас Гоббс (XIV–XVвв) в рамках своей философской доктрины особо выделял проблематику власти. Широко известно его произведение "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (впервые издано в Лондоне в 1651 году). Но ему предшествовал труд "О гражданине" (издан в Париже в 1642 году). Мы выделяем его не только потому, что в нем содержится раздел "Власть", но прежде всего потому, что Гоббс уже в "Предисловии" начинает рассуждать о тайнах власти и практически о науке о власти.
Похожие статьи:
Система образования
Основными компонентами системы образования Российской Федерации является дошкольное, общее школьное, профессиональное и высшее образование. Каждая из указанных составляющих претерпела за годы реформ существенные негативные изменения. Неко ...
Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной
работы
Для написания данной работы использовались возможности интегрированного офисного пакета Microsoft Office for Windows, специализированное программное средство Консультант Плюс, ГАРАНТ, глобальная компьютерная сеть Интернет, диалоговая сист ...
Субъект, индивид, личность. Противоречивый характер личности.
Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность ...
|