Классические и современные формы семьи
Страница 1
Материалы и статьи » Классические и современные формы семьи

Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой, родителями и детьми.

По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер

:

- социальный институт,

выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений;

- малая группа

, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества(отношения между мужем и женой), родительства

(или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства

(отношения между братьями, сестрами и другими родственниками).

Известный английский социолог Ч. Кули

определяет семью, как первичную социальную группу. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида» .

Приведем классическое определение семьи и брака, представленное одним из крупнейших современных английских социологов Э. Гидденсом

.

Семья– это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

Родство(родственные узы) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.).

Бракможно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц.

Но брак возможен не только между мужчиной и женщиной.

Известный английский ученый Д.Д. Фрэзер

в своей классической работе «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» рассказывает о браке человека с деревьями

. Если охраняемое им ценой жизни дерево служило воплощением Дианы (богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны), жрец мог поклоняться ей не просто как богине, но и обнимать ее как супругу… Обычай вступления в брак с деревьями до сих пор практикуется мужчинами и женщинами в Индии и других восточных странах .

Мы рассматриваем трансформацию семьи и динамику семейных отношений на фоне длящегося уже два с половиной тысячелетия исторического соперничества любви и брака как социальных институтов, в равной мере формирующих интимный союз мужчины и женщины. В первом случае основывающийся на эмоциях и персонифицированном сексуальном влечении (любовь), а во втором – преимущественно на совместном хозяйстве, воспитании детей и законодательных актах, регулирующих брачно-семейные отношения (брак).

Так, А. Шачар

, известный социолог, занимающаяся преимущественно рассмотрением сходств и различий национального семейного права, отмечает, что разные религиозные (и национальные) сообщества традиционно используют регулирование браков и разводов таким же образом, как современное государство использует закон о гражданстве: чтобы четко установить, кто относится к коллективу и кто остается вне его. Такую разделительную функцию выполняет семейное право, обозначая в качестве легитимных в правовом отношении только определенные виды браков и рождений, одновременно относя все прочие к категории незаконных.

Так, собрав и систематизировав формы родства у разных народов, классик американского эволюционизма Л.Г. Морган

выделил следующие стадии развития семьи в истории человечества:

- кровнородственная семья– первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;

- пуналуальная семья

, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;

- парная, или синдиасмическая

, семья основывалась на добровольном союзе сторон, один мужчина проживал с одной женщиной;

- патриархальная,т.е. полигамная, семья; (многоженство)

- моногамная семьясовременного вида.

Л.Г. Морган полагает, что из всех классифицированных форм семьи наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая и что именно они породили основные формы существующих ныне семейных отношений .

Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

- традиционные (Патриархальные) (

четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.; глава семьи – мужчина);

- матриархальные (

все в руках женщины).

Страницы: 1 2 3


Похожие статьи:

Проблемы профессионального воспитания и обучения  специалиста по социальной работе
Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает, согласно Э.Ф.Зеер, пять стадий: «оптация» (лат. optatio — желание, избрание) — форми­рование личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологичес ...

Развитие личности. Обучение социальным ролям
Процесс развития личности, ее обучению социальным ролям играет важное значение во взаимодействии личности и общества. Конечно, было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или в обществе с одинаковы ...

Проблемы современной семьи
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот ...