Историч социологической мысли в России.
Страница 1
Материалы и статьи » Социология в системе гуманитарных наук » Историч социологической мысли в России.

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый этап – с середины XIX века до 1918 года, второй – с начала 20-х годов до конца 50-х годов XX в., третий – с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.

Первый этап, прежде всего, связан с творчеством такого крупного социального мыслителя как М.М. Ковалевский (1851-1916). Ведущую роль в своей позитивистской социологической теории М.М. Ковалевский отводит учению о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между социальными группами, классами и народами. Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный, поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих фактов застоя и топтания общества на месте, ни попятных, регрессивных движений, которые также бывают в истории. Но побеждает всё-таки «закон прогресса» – всеобщий социологический закон, проявляющийся «в расширении сферы человеческой солидарности». Одной из основных задач социологии М.М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение многообразных её форм. Теория общественного прогресса М.М. Ковалевского описана в учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 103-108), учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 89-92).

Противоположные идеи развивала социология марксизма, представленная двумя основными теориями. Одну из них – ортодоксальный марксизм представляли две ведущие фигуры: Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, а вторую – так называемый «легальный марксизм»: Б. Струве, М. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев и др.

Представители ортодоксального марксизма в России в целом разделяли изложенные выше принципы марксистской методологии. Однако при решении конкретных проблем общественного устройства между Г.В. Плехановым (1856-1918) и В.И. Лениным (1870-1924) существовали серьёзные различия, которые в преддверии октябрьской революции перешли в стадию непримиримой борьбы. Об этом можно прочитать в учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 92-94) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 96-103).

Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Важнейшими её представителями были П. Лавров и Н. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах. Особенно пристальное внимание проблемам предмета и метода социологии уделял П. Лавров (11823-1900). В своих работах он касался соотношения социологии с историей, социального прогресса и роли личности в истории. Опираясь в целом на контовский позитивизм, П. Лавров рассматривал социологию как науку о солидарности, т.е. об общественных связях людей. Ему принадлежит приоритет введения в социологию понятия «субъективный метод», с которым было связано название целого направления российской социологии (субъективное).

По-своему разрабатывал близкие социологические проблемы с позиций субъективного метода Н. Михайловский (1842-1904). Как и П. Лавров, он исходил из того, что в центре социологии находится изучение личности. Социолог, изучающий отношения между людьми, преследующими определённые цели, не может обойтись без субъективного метода, субъективных оценок социальных явлений и занимать беспристрастную позицию. Он подчёркивал связь социологии с этикой, публицистикой и социальной психологией, которые рассматривал как основу социологии. Подробный материал об этих учёных представлен в учебном пособии Э.В. Тадевосян (Социология. – М.: Знание, 1998. – С. 84-87) и учебнике под ред. В.Н. Лавриненко (Социология. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С. 86-92).

К субъективному направлению в социологии тесно примыкает психологическое, представленное в России в первую очередь Н.И. Кареевым и Е.В. Де-Роберти. Общим для представителей психологической школы в социологии является то, что первичным в реальной социальной жизни они признают психическое, психологические факторы, а предмет социологии сводится, по существу, к изучению психического взаимодействия людей. Н.И. Кареев (1850-1931) рассматривал общественные явления и процессы, как результат духовного взаимодействия людей, общество – как сложную систему психопрактических взаимодействий личностей, а его социальную организацию, которой и должна заниматься социология, – как продукт социальной психологии, показатель положения личности, предела индивидуальной свободы.

Страницы: 1 2


Похожие статьи:

История развития конфликтологии в конце XIX – начале XX вв
На рубеже XIX-XX вв. все усиливающееся влияние на разработку проблематики конфликта стала оказывать социология, которая в отличие от социальной философии, выводящей знания об обществе из априорных философских постулатов различных мыслител ...

Молодёжь в Российской Федерации
Сегодня молодёжь РФ – это 39,6 миллионов молодых граждан – 27% от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Россий ...

Современное состояние российской семьи: причины неблагополучия
Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности и воспитатель ...