Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания.
· Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции
, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.
· В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже
, где одновременно с ним учились, в частности, знаменитый философ Анри Бергсон
и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес
, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отношения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на формирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель
де Куланж
и философ Эмиль Бутру.
Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрелостью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозвали его “метафизиком”.
· Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях.
· В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии
, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.
· В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем “социальной науки и педагогики” на филологическом факультете Бордоского университета
. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру “социальной науки” - по существу, первую кафедру социологии во Франции.
· С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала “Социологический ежегодник”
(было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название “Французская социологическая школа”. Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
· С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру “науки о воспитании”
, впоследствии переименованную в кафедру “науки о воспитании и социологии”. Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.
Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.
Будучи человеком долга, прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в.
Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социологической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах войны. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца.
Похожие статьи:
Социальный статус. Социальная роль
Социальная группа - совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. От социальной группы следует отличать социальную кате ...
История отношения к проблеме старости и старения
Общинно-родовая форма помощи оказывалась в поддержке наименее защищенных членов общности, каковыми являлись старики, женщины, дети. По сути, в период язычества была заложена традиция заботы о слабых и немощных.
Фирсов М.В. отметил, что & ...
Кадровое обеспечение
Штатная численность персонала ведомственной охраны на 01 января 2004 г. составляет 2068 чел, фактическая численность – 2038 чел. Некомплект работников составляет 30 чел – это объясняется естественным оттоком сотрудников, и запретом приёма ...
|