В предыдущем разделе мы рассмотрели профориентационную работу в центре занятости как часть социальной работы с молодежью, которая ведется центрах. В текущем разделе нами будет подробнее раскрыт вопрос о том, какие существуют направления работы с молодыми людьми, специальные программы в центе занятости, ориентированные на работу с молодежью, также мы затронем проблему эффективности работы центра занятости.
Одной из основных задач социальной работы является помощь в реализации жизненного сценария, то есть социальная работа должна помочь решить проблемы клиента, в контексте его жизненной ситуации. Поиск работы занимает одно из ведущих мест в жизненных планах молодежи. Для каждого представителя молодого поколения является очень важным вопрос о том, где он будет работать, сможет ли зарабатывать столько, сколько ему необходимо, возможен ли будет карьерный рост и сможет ли он содержать собственную семью и помогать своим близким. Нередко происходит так, что работа, предлагаемая современной молодежи в центрах занятости, не отвечает основным требованиям молодых, определение «подходящей работы», существующее в законодательстве, зачастую отличается от реально необходимого. Это связано, прежде всего, с тем, что в законодательстве реализация планов клиентов прописана в достаточно узком ключе, а социальная работа подразумевает решение проблем занятости в широком ключе, обеспечивая реализацию жизненного сценария.
В законе о занятости населения отмечается, что подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; а если среднемесячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума, то подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ в установленном порядке. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условий последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
В документах, регламентирующих работу центра занятости, достаточно редко встречаются аспекты, которые затрагивают жизненные планы клиента, его предпочтения и желания относительно будущей работы. В ходе анализа технологий работы центра занятости нам удалось зафиксировать те моменты, в которых специалист центра занятости обязан интересоваться личными особенностями клиента.
В «Технологии оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке гражданам, ищущим работу» указано, что когда регистратор проверяет вместе с клиентом все имеющиеся в наличии в центре занятости вакансии на предмет подходящих для клиента, ему необходимо в процессе собеседования ознакомиться с опытом работы клиента, его образованием, предпочтениями и сравнить с имеющимися вакансиями (С. 14). Профконсультант на собеседовании с клиентом выясняет его квалификацию, опыт работы и спрашивает, какую работу хотел бы получить клиент. Если у клиента есть четкое представление о том, какую профессию он хотел бы получить, то профконсультант обязан проверить, сможет ли клиент выполнять такую работу. Для этого он выясняет у клиента, почему он хочет получить именно такую работу, а если причины кажутся профконсультанту несерьезными и нереалистичными, то он рассказывает клиенту о реальных обстоятельствах данной работы (С. 38). Если клиент не знает, какая работа ему нужна, то профконсультант анализирует его квалификацию и опыт работы применительно к состоянию местного рынка труда. Он также выясняет индивидуальные наклонности, психофизиологические возможности клиента и те требования к работе, которые наиболее важны для него: зарплату, уровень ответственности работы, разнообразие занятий, рабочее время, использование конкретных навыков и пр. (С. 38-39).
В «Технологии оказания услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке гражданам, ищущим работу» дается следующая схема консультации по профессиональному самоопределению (для молодежи)[30].
1. Выяснение наличия или отсутствия профессиональных планов.
2. Знакомство с классификатором профессий, описанием профессий.
3. Знакомство со стратегией выбора «хочу – могу – надо» и определение основных ошибок при выборе профессии.
4. Определение интересов, склонностей и личных характеристик клиента (в некоторых случаях – общих и специальных способностей).
5. Знакомство с основными особенностями современного рынка труда.
6. Разработка вариантов личного профессионального плана.
7. Определение путей получения профессии.
8. Принятие решения или определение дополнительных шагов по сбору информации для принятия решения.
Похожие статьи:
Понятие девиантного поведения
Девиантное (отклоняющееся) поведение в специальной литературе трактуется в двух значениях:
- Поступок или деятельность человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам ...
Пенсионное обеспечение
Ситуация характеризуется крайне низким уровнем пенсионного обеспечения большинства пенсионеров.
В современных условиях гражданам не гарантирован достойный уровень пенсионного обеспечения. Отношение средней пенсии и средней заработной пла ...
Гарантии права на труд, имущество и жилое помещение
Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается Кодексом на органы опеки и попечительства и включает следующие обязанности: выявление детей, оставшихся без попечения родителей, их ...
|