Успешно осуществлять свои функции и грамотно регулировать взаимоотношения между членами коллектива в целях создания наиболее благоприятной для решения производственных задач морально-психологической атмосферы может только руководитель, обладающий определенным комплексом личных качеств, организаторскими способностями и глубокими знаниями в области социальной психологии. Как известно, управление людьми – это не только наука, но и искусство и, как всякое искусство предъявляет к исполнителю высокие требования. Во-первых, руководитель для успешного управления людьми должен уметь убеждать, опираясь на широкую общую эрудицию, образованность и профессиональные знания. Во-вторых, руководитель должен уметь практически организовать деятельность своих подчиненных, а следовательно, обладать соответствующими организаторскими способностями.
Организаторские способности не являются чем-то данными только от природы или наследственности. Они формируются в процессе приобретения социального опыта и непосредственно базируются на лидерских возможностях человека. В своем развитом виде организаторские способности представляют собой сложную систему качеств, которые можно условно свести в четыре основные группы.
1. Склонность к организаторской деятельности, которая проявляется в устойчивом интересе и потребности в ней, в стеничности чувств при ее выполнении.
2. Обостренное чувство ответственности за порученное дело, отсутствие страха перед ответственностью, стремление к выполнению самых трудных заданий,
3. чутье (интуиция), которое включает в себя психологическую избирательность по отношению к людям, практические навыки использования психолого-педагогических знаний, педагогический такт, то есть способность находить индивидуальную меру во взаимоотношениях с другими людьми и, прежде всего, с подчиненными.
В демократическом обществе каждый, кто готовится выставить свою кандидатуру на руководящую должность, должен оценить себя с этой стороны. Но наличие организаторских способностей ещё не гарантирует успеха в деятельности руководителя. Высокие требования предъявляются к культуре, духовному облику, нравственным качествам и всей системе личностных характеристик руководителя. Для него противопоказаны такие черты, как агрессивность, пониженный самоконтроль, неуверенность в себе, чрезмерное тщеславие и властолюбие, индивидуализм и стяжательство, моральная неустойчивость и беспринципность. В то же время психологи называют черты личности, благоприятствующие успеху деятельности руководителя. Среди них можно выделить несколько ведущих психологических черт, которые наиболее существенно влияют на систему личностных характеристик.
Первую из них обозначим термином «деловитость». Деловитость – это умение оказывать компетентную помощь подчиненным, ясно и четко формулировать задания и инструктировать подчиненных, видеть сильные и слабые стороны каждого работника и использовать это при распределении заданий. Вторая черта, которая должна быть свойственна руководителю, может быть условно обозначена как «коммуникабельность». Коммуникабельность характеризует руководителя с точки зрения его способности привлекать к себе людей. Чтобы этого добиться, необходимо обладать такими качествами, как честность, чуткость, внимательность, уважительность, тактичность, выдержка. Главное, что характеризует коммуникабельность руководителя, это теплота и искренность его отношений к людям. Следующим качеством, характеризующим личность руководителя, является наличие волевого характера, что проявляется в требовательности к себе и людям, решительности, настойчивости в достижении поставленных целей.
Среди главных социально-психологических черт современного руководителя необходимо назвать и новаторство (склонность к инновациям). Новаторство основывается на личном профессиональном мастерстве, изобретательности и выдумке в работе, а также в склонности и умении пропагандировать и внедрять в коллективе достижения научно-технического прогресса и передовой опыт, стремление создавать в коллективе атмосферу творческого поиска.
Похожие статьи:
Определение стилей разрешения конфликтов
Опросник К. Томаса
Инструкция: предлагается выбрать из каждой пары суждений то, которое является наиболее типичным для нашего поведения и поставить "+" в соответствующей графе бланка ответов.
1.
А: Иногда я предоставля ...
Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей
Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил — наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами ...
Немецкая классическая социологическая школа
При рассмотрении немецкой социологической школы выделим две основные фигуры — К. Маркса (1818 — 1903 гг.) и М.Вебера (1864 — 1920гг.), социологические теории которых оказали без преувеличения огромное влияние на развитие социологии. Хотя ...
|