Как показали исследования, проведенные Центром социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН, в ценностях современного молодого поколения происходят изменения. Большинство в качестве основных желательных личностных качеств отмечают высокий уровень образования, материальный достаток и трудолюбие. Об этом говорит и статистика. За прошедшие четыре года (с 2002 по 2006) в два раза возросло количество студентов вузов, а всего учащейся молодежи, согласно докладу ведомства, в стране 7,2 млн. человек. Однако мотивы, по которым молодые люди ставят во главу угла именно образование, самые разные. Так, около 25–30% молодых людей, прежде всего, ориентируются на получение высшего образования. Но из них, правда, каждый третий делает это не столько для того, чтобы приобрести знания, сколько ради «корочки» или отсрочки от армии. Еще 60% выбирают образование «по инерции», и только 10% предпочитают искать работу, нежели поступать в вуз. Хотя из них больше половины делают это по материальным соображениям. Наряду с этим молодые россияне стали придавать больше значения полезным связям, чем семье, принципиальности и честности.
По мнению Ю.Зубок, это свидетельствует о том, что молодежь, как и все российское общество, сейчас переживает кризис двух ценностных систем. «К концу 90-х годов сформировались два пласта сознания – «традиционный» и «современный», – говорит она, – «традиционный» пласт представлен унаследованными от родительского поколения советскими ценностными образцами – коллективизмом, хорошим образованием, законопослушанием, профессионализмом и т.д. В свою очередь, «современный» объединил в себе ценности нарождающегося капитализма: предпринимательский талант, индивидуальность, рационализм, практичность». Пока, как отметила Ю.Зубок, эти две группы ценностей в сознании молодых россиян сосуществуют, не вытесняя друг друга.
О кризисе системы ценностей молодежи говорят также и другие исследования. Например, Е.А.Скриптунова и А.А.Морозов в статье «О предпочтениях городской молодежи» отмечают, что у современной молодежи не сформировано общее ценностное поле: нет сфер жизни являющихся однозначно значимыми или незначимыми для большинства. Они отмечают также, что не проявляются особо яркие различия в ориентации в зависимости от пола, возраста, образования. Структуру предпочтений молодежи Е.А.Скриптунова и А.А.Морозов разделяют на три подгруппы: сферы жизни, значимые в высокой степени – работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; значимые на среднем уровне – учеба, здоровье, семья, брак, любовь, секс; значимые в низкой степени – религия; общество, страна; город, среда обитания. Авторы статьи в своем исследовании (исследование проходило в г.Зеленограде с марта по июнь 2000 года; опрос проводился методом анкетирования в школах, средних специальных и высших учебных заведениях города, на предприятиях и по месту жительства; всего было опрошено 564 респондента – молодые люди от 12 до 29 лет; 47% составили юноши; 5 возрастных групп: 12-14 лет – 20%, 15-17 лет – 22,2%, 18-21 лет – 23,4%, 22-25 лет – 18,3%, 26-29 лет – 16,1%; в качестве контрольной группы было опрошено 50 респондентов старше 30 лет) обнаружили существенные различия у молодежи и взрослого населения в отношении значимости различных сфер жизни. Для молодежи оказались более значимы досуг, работа, общение, а для взрослых – город, среда обитания, страна, общество.
Таким образом, мы рассмотрели основные ценностные ориентации молодежи, имеющие значение в контексте жизненного пути. Но на наш взгляд, необходимо также подробнее остановиться на теме трудовых перспектив выпускников учебных заведений, поскольку этот этап жизни молодого человека является одним из наиболее значимых, от части определяющим дальнейшую судьбу. Профессиональная деятельность для молодежи на сегодняшний день продолжает оставаться одной из главных жизненных ценностей. При выборе профессии современная молодежь старается ориентироваться на такие виды деятельности, которые престижны в обществе на данный момент времени и которые могут удовлетворить ее материальные потребности в должной мере.
Молодежь – это особая социальная группа. Она зачастую находится в центре различных социологических исследований, которые связаны с потенциалом развития общества в будущем. Возможно, что от изучения ценностного мира современной молодежи, ее жизненных планов, установок на будущее будет зависеть эффективность инноваций в образовании, нововведений в сфере занятости. Ценностные ориентации молодежи в своих работах рассматривали такие ученые, российские социологи как С.И.Григорьев В.А.Ядов, В.Г.Лисовский, В.Г.Немировский и др. Многие ученые говорят о том, что современное положение дел на рынке труде и занятости ставит молодежь не в самые выгодные условия, поскольку молодые специалисты находятся в жесткой конкуренции с теми, кто имеет достаточный опыт работы. Если раньше после обучения гарантировалось распределение, трудоустройство выпускников, то теперь, практически всегда, выпускник самостоятельно ищет себе работу, и что особенно интересно, все чаще не по специальности.
Похожие статьи:
Формирование доходов населения и уровень жизни
Во всех государствах современного мира, как и тысячелетия назад, соседствуют самые разные миры. Небоскребы, сияющие разноцветием реклам центральные улицы крупных городов, офисы, театры, рестораны, газетные издательства – все лучшее собран ...
Требования к социальным работникам при работе с
людьми без определенного места жительства
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.В успешности социальной ра ...
Региональный аспект Государственного регулирования уровня и качества жизни
населения России. Региональный аспект Государственного регулирования
уровня и качества жизни населения
Социально-экономическое положение Томской области, в целом, повторяет общероссийские тенденции. Социальная политика Томской области строится в соответствии с Законом Томской области «Об утверждении Программы социально-экономического разви ...
|